May 19, 2011 14:26
Сама идея тандема,
представленного нам в 2008 году, имеет лишь одну историческую параллель. Это консулат
Рима эпохи расцвета республики. При деградации республиканского Рима был триумвират.
Конечно, в Риме двух консулов равновеликих по своим полномочиям избирали, в
отличие от России, где премьер-министр должность, избираемая через
представление президента. Конечно, в отличие от России, где у президента и
премьер-министра совсем разный конституционный и функциональный долг, в Риме
консулат был равен. Однако, это сравнение уместно. Уместно вовсе не в силу
смелых высказываний политологов, предполагающих, что на выборах в 2012 году
Россия увидит в качестве кандидатов в президенты, как Владимира Путина, так и Дмитрия
Медведева. И даже не по тому, что Россия более чем абсолютное большинство из
ныне существующих стран похожа на римскую республику эпохи расцвета. Уместно
это сравнение потому, что, во-первых, речь идет о государственном управлении в
формате тандема. Управлении более ярко выраженном, нежели чем в форматах
президент-премьер в парламентских республиках, более чем в формате
король-премьер в формате парламентской монархии и тем более, чем в формате
президент-госсекретарь или президент\вице-президент - госсекретарь. Именно
эффективный симбиоз государственного управления, основанный на работе тандема,
дает умозрительное право проводить такое сравнение. Сравнение уместно ещё и
потому, что, так или иначе, в политическом российском сообществе, как
сегодняшний Президент, так и премьер-министр воспринимаются как две, пусть и с
рядом оговорок абсолютно равновеликие фигуры.
При всей схожести и
умозрительном ощущении внеконституционально равновеличия, которое в той или
иной степени подразумевает под собой политическое сообщество в отношении к
тандему, абсолютное большинство участников сообщества, склоняется в симпатиях к
одной или второй фигуре. По ряду обстоятельств, в том числе не только из-за «противостояния»
«команд и аппаратов», но и из-за выборного года, сообщество всё сильнее
выражает противоречие выбора между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым,
вопреки идее тандема, ни разу не нарушенной, ни словом, ни делом со стороны
Президента и премьер-министра.
Вопрос неприятия идеи
тандема, не допустимости его в мироощущениях большинства политического
сообщества, вопрос, лежащий за рамками не желания восприятия эффективной модели
государственного управления в эпоху модернизации, что по факту означает не
желание политического сообщества модернизироваться самому. Так же этот вопрос
выходит за пределы личностных и аппаратных перспектив, якобы «зависящих» от «поддержки»
президента или премьер-министра, которыми к слову из участников сообщества,
ведущих активную политическую дискуссию, обладают единицы. Скорее наоборот,
политическая действительность современной России демонстрирует, что весьма
справедливо лишний раз показывает тандемное целеполагание Президента и
премьер-министра, что проявления оголтелой поддержки одного из них «от противного»
то есть, один хороший - второй плохой в «смежных вопросах», несущее
потенциальную провокацию по отношению к тандему, приводит к сокращению оных
аппаратных перспектив тех людей, кто такую оголтелую поддержку проявляет.
Вопрос лежит в более
широкой плоскости. Во-первых, это неприятие самой идеи тандема как таковой,
никогда не практиковавшейся в истории России, ни царской, ни тем более России
советской. Умозрительно, а речь идет об умозрительном, ни государь-канцлер, ни
тем более генсек-глава совмина, или генсек с любым другим сочетанием, вплоть до
главы ВЦСПС никогда не воспринимались политическим сообществом как потенциально
равновеликие фигуры в государственном управлении. Ни только у политического
сообщества, но и у общества в целом, не было случая, расценить равновеличие фигур
никак иначе, кроме как потенциал для борьбы, но борьбы не законодательных
инициатив, то есть моделей и идей в рамках госинициатив, как в случае
республики Рима, а борьбы за итоговое моногосподство.
Во-вторых, неприятие
самой идеи тандема находится в плоскости отсутствия конституционального
закрепления. Да, у Президента с премьер-министром есть чёткое разделение
обязанностей и сфер работы, и это базис эффективности тандема. Но если на это
накладывается восприятие политическим сообществом их как двух равновеликих
фигур, то политическое сообщество может воспринять это равновеличие, не как
равновеличие потенциальных соперников, только в контексте конституционального
закрепления, и то, для того, чтобы эта модель, если теоретически допустить
сумасбродную и мягко говоря, смелую идею её реализации на практике -
конституционально закрепленного равновеличия, будет восприниматься политическим
сообществом как привычно стандартная не через 4 года, и не через 6 лет, а
значительно позднее.
По этому, мы наблюдаем
ситуацию терпения и спокойствия высшей пробы. Когда осознающие всё это
президент и премьер-министр, неотступно следующие идее эффективного тандемного
симбиоза в госуправлении в период модернизации России, прекрасно отдающие себе
отчет в том, что их восприятие в политическом сообществе не предполагает у
сообщества эффективной стабильной работы тандема, эту работу ведут. Это тяжёлые
условия. И это вызывает большущее уважение, как к Владимиру Путину, так и к
Дмитрию Медведеву.
Римская республика,
Римская империя,
выборы в ГД РФ 2011,
премьер-министр России,
выборы в Государственную Думу,
В.В.Путин,
Дмитрий Анатольевич Медведев,
элитарии,
политическая борьба,
гражданское общество,
Дмитрий Медведев,
выборы в России 2012,
элиты,
консулат,
Д.А.Медведев,
Владимир Путин,
политология,
президентские выборы,
Владимир Владимирович Путин,
выборы 2012,
политическое сообщество,
полит-идеологические разногласния,
политтехнология,
Россия,
Президент России,
внутренняя политика России,
консулы,
политика,
Рим