Как торгуются движением Хизбалла

Nov 29, 2010 10:53

 
Позавчера Саад аль-Харири, премьер-министр Ливана прибыл в Иран, Цель визита - согласовать спорные моменты по Специальному трибуналу по Ливану - трибуналу расследования дела об убийстве отца аль-Харири, Рафика аль-Харири в 2005 году. В результате этого убийства, Соединенные Штаты, подозревающие в причастности к совершению оного правительства Сирии разорвали дипломатические отношения с этой страной и подвергли её масштабной экономической блокаде. Которая была снята в 2009 году при президенте Обаме.

В качестве подготовительного этапа данного визита, 21 ноября принц Саудовской Аравии, Абдель Азиз Бен Абдалла - вылетел в Дамск, где за закрытыми дверями переговорил с текущим руководством Сирии. Цель его визита, с точки зрения радикального крыла Хизбаллы была весьма гнусная - договориться о том, что власти Сирии гарантируют отсутствие терактов и вооруженных нападений в Ливане, после того, как на трибунале огласят виновных в убийстве Рафика аль-Харири. Взамен, Ливан гарантирует, что на трибунале будет сделан упор на то, что власти Сирии не имеют к этому убийству никакого отношения, а делала его исключительно Хизбалла. То есть, переговоры были на ту тему, как бы «сдать» Хизбаллу.

Сирии такой поворот событий, не смотря на определенную опасность игры, безусловно, на руку. Он создаёт благоприятную сумму обстоятельств для того, чтобы Сирия вернулась в коридоры Ливанской политики. А с точки зрения исторических амбиций политической элиты, Сирия мало, чем отличается от Польши, мечтающей, вне зависимости от контекста и властной риторики возродить былое могущество Речи Посполиты. Конечно, Сирия в тонкой игре на изменение позиционирования относительно Хизбаллы, не рассматривает возможность выступления на уровне США, или Израиля, или Саудовской Аравии,  но пойти на определенные изменения, резон у неё есть. Потому как отстоять свою позицию, отличную от Ирана, желающего власть Хезболлы расширить, для Дамаска, в случае его “победы” в этом противостоянии инициатив - будет достигнут результат изменения международного восприятия Сирии, не только как страны, самостоятельной в своих решениях, где государственная власть не превратилась в заложника или марионетку радикального движения, что принципиально для развития более выгодных для Сирии отношений с США и рядом других стран, но и как страны, говорящей с Ираном на равных. Речь, конечно, не идет о том, что после подобной комбинации - Иерусалим отдаст Дамаску занятые высоты, что скажется на обороноспособности Израиля в отрицательном смысле, но о повышении общего регионального влияния Сирии идет точно.

Соответственно, имеет место быть следующее:

Сирия заинтересована в повышении своего регионального и международного статуса, для чего идет на сделку с Ливаном, который в обмен на гарантию отсутствия беспорядков в свете вынесения обвинения членам Хизбаллы по факту организации убийства Рафика аль-Харири, в свою очередь гарантирует, что в ходе судебных разбирательств и трибунала не будет идти речи об участии в организации убийства Рафика аль-Харири представителей властей Сирии.

Так же, немаловажным моментом, имеющим место быть, является внутренняя борьба за власть в самой Хизбалле. Фракция так называемых “ястребов”, поддерживаемых Ираном - (Наим Касем, Набиль Квавук) противостоит фракции умеренной, поддерживаемой Сирией (Хасан Насралла, Хашим Саффедин, Ахмад Саффедин). С одной стороны, Насралла, не смотря на то, что он является официальным лидером Хизбаллы, не был приглашен недавно на закрытую встречу с лидерами КСИР в Иране, что говорит о неудовольствии выбранной им линией развития движения в Тегеране. С другой стороны, нет никаких оснований считать, что поддерживаемые Ираном, желающим использовать Хизбаллу в первую очередь как актора устрашения, “ястребы”, одерживают внутриорганизационный верх над умеренной частью. В частности, вместо Квавука, ранее занимавшего стратегический пост - главы Хизбаллы в Южном Ливане, перешедшего на должность главы Хизбаллы в Бейруте, был назначен Хашим Саффедин, являющийся одним из ключевых сподвижников Насралла. То есть, на данный момент, не смотря на активную заинтересованность Ирана в полном контроле Хизбаллы фракцией ястребов, внутри организации, пусть и в условиях внутренней борьбы за власть сохраняется определенный паритет. В случае, если комбинация, инициированная Саудовской Аравией и Ливаном и поддержанная Сирией удастся, то результат Специального трибунала, будет на руку умеренной части Хизбаллы, то есть Хасану Насралла. Соответственно, по идее, Иран должен всячески препятствовать этому. Однако этого не происходит.

Не происходит этого не, потому что Иран смирился с мыслью о том, что Хизбалла продолжит свое развитие в умеренном направлении. Он лишь использует этот момент, как элемент торговой сделки. С одной стороны, Иран в состоянии за счет Хизбаллы организовать вооруженный конфликт в Ливане, с другой стороны, Ирану необходимо увеличить свое влияние в Ираке. Достижимо это только за счет шиитов. И естественно, в силах США, в данном случае общающихся с Ираном через Ливан и Саудовскую Аравию, занять как позицию невмешательства, так и активного противостояния инициативам Ирана, по снижению внутреннего влияния суннитов в Ираке.

Получается следующее:

Мы имеем сделку. Основной элемент сделки - влияние фракции “ястребов” внутри Хизбаллы.

Участники сделки:

Сирия: Заинтересована в повышении своего международного и регионального статуса, заинтересована в повышении своего влияния на Хизбаллу за счет увеличения влияния умеренной фракции внутри организации.  Для этого готова: гарантировать отсутствие поддержки инициативы военного конфликта в Ливане, со стороны умеренной фракции Хизбаллы, после Специального трибунала в Ливане по делу об убийстве Райфика аль-Харири.

Иран: Заинтересован в повышении влияния фракции ястребов внутри Хизбаллы, но так же заинтересован и в повышении своего влияния в Ираке. Использует как элемент торга военный конфликт в Ливане, организованный фракцией ястребов Хизбаллы. Очевидно, в том числе и из-за нежелания идти на открытое противостояние интересам Сирии, а так же из-за своих интересов в Ираке, пойдет на предложение Ливана, разработанное с Саудовской Аравией.

Ливан и Саудовская Аравия: Заинтересованы в обеспечении безопасности в Ливане. Заинтересованы в снижении роли влияния фракции ястребов внутри Хизбаллы. В ходе Специального трибунала по делу об убийстве премьер-министра Ливана Рафика аль-Харири обвинят в этом радикальную часть Хизбаллы.

Иран, Тегеран, шииты, Сирия, ястребы, политика Ближнего Востока, Ливан, Рафик аль-Харири, шейхи, фракции в Хизбалле, Ближний Восток, Саудовская Аравия, КСИР., Хизбалла, Ирак, политика Сирии, дипломатический торг, сунниты, Дамаск, США, политика Ливана, политика Ирана

Previous post Next post
Up