Путешествие премьер-министра в Страну Аренды.

Nov 16, 2010 16:22

 
25 ноября Владимир Путин посетит Таджикистан, где примет участие во внеочередном саммите глав правительств стран ШОС. На повестке дня, помимо Рогунской ГЭС и строительства новой железной дороги по маршруту  железной дороги Кашгар - Алай -Душанбе -  Герат - Мешхед, очевидной темой обсуждения станет аренда Россией военного аэродрома Айни в пригороде Душанбе. Здесь, не смотря на то, что результаты договоренностей будут оглашены только 26 числа, все предельно прозрачно.

В 2003 году Индия преступила к модернизации базы. По мнению ряда экспертов, в намеренье Дели входило размещение на базе эскадрильи МИГ-29. Этот шаг, со стороны Индии означал бы дипломатический укол, как в сторону России, вполне естественно заинтересованной в военной гегемонии в регионе, так и в сторону Пакистана, в виде элементарного фактора сдерживания его амбиций. Однако, как известно, проект Индии - не был реализован на практике. Некоторые эксперты вполне обоснованно предполагают, что он встретил мощное дипломатическое сопротивление со стороны России, на момент фазы интенсивного сотрудничества между Москвой и Душанбе, которое ещё не было подорвано “конфликтом” вокруг Рогунской ГЭС, произошедшем в начале 2009 года между Узбекистаном и Таджикистаном и продолжающемся до сих пор. Другие, утверждают, что Таджикистан, которому вообще не нужна эта база, с самого начала не собирался отдавать её Индии на условиях обговариваемых в 2002 году, а хотел довести аукцион за право аренды базы до максимальной цены, прекрасно понимая заинтересованность в обладании этой базой, как Индией, так и Россией. То есть, создать ситуацию, при которой национальная казна получит наибольшие финансовые выгоды.

Одно утверждение, абсолютно не противоречит другому и если рассматривать в комплексе, то это будет типичная для сегодняшнего Таджикистана история, в которой в любом случае побеждает желание продать что-либо подороже, причем не предпринимая для этого никаких усилий, кроме дипломатической игры и информационной войны.

Прозрачность ситуации заключается в том, что Индия, вложившая в реконструкцию аэропорта 70 миллионов долларов по договору о стратегическом сотрудничестве с Таджикистаном от 2002 года, осталась вне переговорного процесса, о чем три недели назад публично заявил министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи. Публичное признание Зарифи о том, что переговоры по Айни идут, но идут только с Россией и ни с какой другой страной, могло бы быть воспринято как ошибка Таджикистана, тем самым резко сбившего цену на стоимость аренды Айни. Однако, так как на момент его заявления особенно не афишируемый в прессе переговорный процесс по аренде уже вышел на завершающую фазу, никакой ошибки Айни не допустил. В этом и выражается прозрачность итогов переговоров 25 ноября в Душанбе, так как вопрос аренды Айни Россией это лишь вопрос не оглашенной публично цены. Потому как по межправительственным соглашениям, Таджикистан взял много лет назад на себя обязательство предоставлять использование своих аэродромов для российских самолетов абсолютно безвозмездно, чего, что в полнее естественно, делать не хочет по отношению к Айни, бесплатная реконструкция которого завершилась в августе этого года.

Пресса Таджикистана, ссылаясь на близкие к министерству обороны и правительству страны источники, последние две недели ведет информационную кампанию средней интенсивности на тему того, что Россия обязана заплатить аренду за базу, на которой расположена 201 МСД, забывая о том, что вопрос оплаты аренды данного объекта по договоренностям между Россией и Таджикистаном назначен лишь на 2014 год.  Договоренности - договоренностями, но из-за очевидного желания Таджикистана заработать денег на всем на чем только можно, авиационное соединение 201 МСД находится не в Таджикистане, а в Киргизии, в аэропорту Кант. Причина данной информационной кампании, привязанной через авиадивизию 201 МСД к теме аренды Айни - лежит во второй, не столь очевидной для аналитиков теме ноябрьских переговоров в Душанбе, теме возвращения в Таджикистан пограничных войск ФСБ России.

Причины возможного возвращения пограничных войск России на границу Таджикистана и Афганистана, связаны не только с неспособностью погранвойск ГКНБ полностью пресечь попадание боевиков Талибан и Аль-Каиды из Афганистана, причины которого непосредственно исходят из военной операции союзников в Афганистане, но и с проблемами, которые есть у властей Таджикистана в эффективном пресечении трафика наркотических веществ.

Понятно, что в самом Таджикистане, факт возможного присутствия российских войск, вызывает у многих глубочайшее отторжение, так как наносит сильный репутационный вред суверенности страны. В таджикской прессе ведутся разговоры о том, что Россия вообще намерена захватить Таджикистан и Киргизию. Под это утверждение, подводится высказывание В.В.Жириновского, предлагавшего на базе этих двух стран создать девятый федеральный Южный округ с центром в Бишкеке. В связи с этим утверждением, не имеющим под собой никаких оснований, возникает один вопрос и один комментарий. Во-первых, о какой репутации Таджикистана идет речь? А во-вторых, то, что Владимир Вольфович - не Россия.

Если речь идет о репутации Таджикистана, как страны, которая в состоянии обеспечить свою безопасность от проникновения боевиков Талибан, и эксперты которой утверждают, что когда в 1999-2001 году на афгано-таджикской границе находились российские войска, то она была значительно более уязвима, то такой репутации нет, это миф. Потому как, свидетельствует об этом не только недавняя ситуация в Раште, но и многочисленные более мелкие прецеденты, не только проникновения, но и активной деятельности на территории Таджикистана боевиков Талибан, в частности - факты взятия заложников с целью получения выкупа.

Общая протяженность границы Таджикистана и Афганистана составляет 1300 километров. Наиболее “проблемным” участком, в первую очередь из-за особенностей горного рельефа местности, является шуроабадский район Таджикистана, граничащий с территориями Северного Афганистана.

Обратимся к саммиту   органов безопасности и спецслужб государств СНГ прошедшему в Душанбе на прошлой неделе. Цитата выступления директора ФСБ России Н.Бортникова: “Афганистан - это инкубатор террористических угроз, где осуществляют подготовку террористические структуры, привлекая в свои ряды пособников, распространяя идеи терроризма и экстремизма на территории других государств”. Бортников отмечает, что необходима консолидация стран-участниц в противодействии трафику наркотических веществ, являющемуся одним из основных источников пополнения бюджетов террористических организаций, а так же координация в области пограничной и военной безопасности. Тема безопасности границ, была основной на саммите, и не смотря на это по итогам саммита, отвечая на вопросы международной прессы представители силовых ведомств заявили о том, что на границе с Афганистаном нет никаких проблем и нет причин для того, чтобы ситуация вызывала какие-либо опасения.

Относительно противодействия транспортировке наркотических средств через Таджикистан из Афганистана недавно высказался после встречи с президентом Рахмоном и глава ФСКН РФ. В.Иванов, заявивший, что вопрос участия российских погранвойск в поддержании безопасности на границе Таджикистана и Афганистана - обсуждается, но не рассматривается предметно на межгосударственном уровне.

В итоге мы имеем следующее:

1. Проблемы у Таджикистана на границе с Афганистаном есть.

2. Эти проблемы становятся темой одной из ключевых тем на саммите глав спецслужб 9 ноября в Душанбе.

3. По итогам саммита, и без относительно саммита официальные власти Таджикистана отрицают наличие каких-либо проблем. Тема опасности Талибан для Таджикистана - подвергается жесточайшей обструкции, чиновники силовых ведомств Таджикистана утверждают, что Таджикистан не интересен талибам.

4. В Таджикистане идет активная информационная кампания, в которой говорят о том, что ввод российских войск для обеспечения на границу Таджикистана и Афганистана - нарушение суверенитета Таджикистана и вообще, Таджикистан сам способен противостоять любой угрозе, в том числе и Талибан.

5. Российские власти признают, что идея участия России в обеспечении безопасности границы обсуждается на уровне внутренних разговоров, но не имеет конкретных форм и предложений.

В этом, к сожалению, весь сегодняшний Таджикистан. Безусловно, Россия заинтересована в обеспечении своей безопасности более чем любая другая страна в регионе, и её интерес к проблемам границы Таджикистана и Афганистана связан не только с активизацией российско-американского сотрудничества по вопросам Афганистана, и не только с естественным желанием недопущение террористов на северный Кавказ, а наркотиков - в Россию. Глобальная заинтересованность в стабильности безопасности региона Центральной Азии в России, имеет под собой широкие геостратегические обоснования, выраженные не только в инициирующей и главенствующей роли в институциональных межгосударственных образованиях, таких как ОДКБ или площадках, таких как саммит силовых министров стран СНГ, но и в активном участии в урегулировании межгосударственных конфликтов стран Центральной Азии, в частности конфликте между Таджикистаном и Узбекистаном из-за Рогунской ГЭС, в помощи пережившей революцию Киргизии. Обусловленное экономической немощностью, выраженной как раз таки в политики сдачи всего в аренду (чтобы делал Таджикистан, как это ни прискорбно, если бы не был удобной страной для размещения войск рядом держав?), или попытками достижения доходности за счет ущерба другим странам (строительство ГЭС), болезненное восприятие окружающей международной действительности, и не адекватное восприятие собственных проблем - находит отражение в позиционировании государства в том, что: проблем у нас нет, помощь нам не нужна, все ваши инициативы по межгосударственному участию в обеспечении безопасности в регионе - нарушают нашу суверенность, но денег при этом дайте, и желательно, побольше. Россия, озабоченная проблемами региональной безопасности, заложила с 2012 года в свой бюджет принципиальное увеличение расходов на пограничные службы и погранвойска. Как утверждает ряд не дружественно настроенных по отношению к российской власти внутренних экспертов, связано это с желанием сделать границу с Белоруссией, власти Таджикистана - пока молчат, но возможен, а для такого утверждения, есть основания, выраженные в анализе характера дипломатического позиционирования текущего руководства Таджикистана, не далек тот день, когда в Душанбе скажут - если Вы хотите ввести войска ОДКБ, которые будут обеспечивать не только Вашу, но при этом и нашу безопасность на границе с Афганистаном, в силу того, что они наносят колоссальный вред нашей суверенности - извольте перевести определенную сумму средств…

саммит глав правительств., Рогунская ГЭС, В.В.Путин, Виктор Иванов, внешняя политика России, Таджикистан, ФСКН, саммит глав силовых ведомств, ФСБ, Ахмадинижад, директор ФСКН, Афганистан, Душанбе, Узбекистан, внешняя политика Индии, Бортников, Рахмон, МИГ-29, Россия, Манас, ОДКБ, Иран, премьер-министр России, армия России, война США в Афганистане, Дели, саммит силовых министров, Владимир Путин, Реформа ФСКН, межгосударственные институты, внешняя политика Таджикистана, Индия, директор ФСБ

Previous post Next post
Up