«Я не верю в Бога, - говорит неверующий, - потому что вижу вокруг много зла, страданий и бессмыслицы. Если бы был Бог, Он не допустил бы этого».
«Я верю в Бога, - говорит верующий, - потому что среди зла, страданий и бессмыслицы пережил силу, радость и правду веры».
***
С самого детства окружаем мы человека ложью, внушая ему искать не глубины, а маленького земного счастья, привязывая его к суетному и тщетному. И вот отмирает в человеке тяга к свету и любви, и наполняется его мир липкой тьмой скепсиса и недоверия, озлобленности и ненависти.
***
Из бездны Вечности, из глубины Творенья
На жгучие твои вопросы и сомненья
Ты, смертный, требуешь ответа в тот же миг.
И плачешь, и клянешь ты Небо в озлобленье,
Что не ответствует на твой душевный крик.
А Небо на тебя с улыбкою взирает,
Как на капризного ребенка смотрит мать,
С улыбкой - потому что все, все тайны знает,
И знает, что тебе еще их рано знать.
(Из «Аполлодора Гностика». Майков А.Н.)
***
Грех - это состояние человека, который из Божией области перешел в чужую - в область без Бога.
***
По христианскому учению вера есть освобождение от всякого ложного абсолютизма.
***
Там, где умирает Бог, воцаряется зверь.
***
Человек - существо духовное, и, значит, не только питающееся, и даже не только мыслящее, но и предназначенное к обладанию духовными ценностями. Что же это за ценности? Истина, добро, красота - ценности, совсем не прагматические, но несущие, являющие счастье в самих себе. Если и современному человеку кажется иногда, что все в мире слишком утилитарно и для жизни и счастья в нем даже необходимо, быть может, немножко истины, немножко добра, немножко красоты, то человек духовный знает, что живет для постижения добра, истины и красоты. Он не просит счастья, но в этом постижении обретает его. А когда соединяются они - истина, добро и красота - в один опыт, одно счастье, одну реальность, человек произносит слово: БОГ. И с этой минуты, что бы ни случилось с ним, как бы ни трудна, печальна и горестна была его жизнь, он знает, что счастье его невозможно разрушить. Но ведь об этом и слова Христа: «Ищите прежде Царства Божия, и остальное приложится вам» (ср.: Мф. 6:33).
***
Христа распяли религиозные люди. Но распяли как раз за то, что Он обличил их за превращение религии в идеологию. Он поставил человека выше всего как предмет особой любви, внимания и заботы. А враги Христа от религии хотели порядка, спасения родины, оправдания их самодовольства и ради этого настаивали на слепом подчинении человека безличным законам. Но Христос обо всем этом не сказал ни слова. Равно как и о государстве, обществе, культуре, истории - том, что извечно составляет предмет всяческих идеологий. За то, что живой человек оказался для Христа превыше всего в мире, Он и был осужден. Но в этом осуждении переродилась и сама религия. Из идеологии она стала живой силой. И над миром навсегда воцарилась идея личности.
(Продолжение следует).