А ну его, этот ваш ковид... давайте лучше о бабах.
Итак, феминистки не любят Гошу из "Москва слезам не верит". Обзывают его абъюзером, нарциссом, алкашом... хорошо хоть гомиком и педофилом не называют пока. А то ведь тоже можно - вон как он быстро с Колей язык нашел - точно, гомик. А насчет педофила - так все ж знают: педофилы всегда маскируются...
И вот это представление постепенно въедается в мозги. Причем в мозги не только женские, но и женственные, которые могут быть и у мужчин. Вот так - вроде брутальный мужик, с мускулами, бородкой из барби-шопа😄 и даже в шортах с волосатыми ногами, а мозги на стройных ножках распушают длинные золотистые волосы и делают губки уточкой. И обзывают Гошу абъюзером.
Ну а давайте все же посмотрим на Гошу нормальным взглядом. Не феминистическим.
Итак, откуда вообще нарисовался такой персонаж? Да еще и в 1980 году.
Советский синематограф поднаторел в образах симпатичных мужчин-недотеп. Особенно славился этим Эльдар Рязанов, который выпустил в мир и Женю Лукашина, и Новосельцева, да и безмолвный герой Мягкова в "Гараже" из той же серии - хоть ое вроде как и протестует. Но он безмолвный - такой чисто русский "бунт на коленях". Они вроде как и совершают какие-то поступки (даже Поступки) но недотепами быть не перестают. Поэтому и Женю и Новосельцева ждет приз в виде недоступной женщины: для Новосельцева это директриса, а для Лукашина просто красавица.
Перед Меньшовым стояла сложная задача - показать не-недотепу. Но при этом угодить женской аудитории, привыкшей по русскому обычаю "жалеть" мужика. И вот на экран вытягивается Гоша.
Он же Гога. Он же Жора. Он же Юрий. Он же Георгий Иванович.
Само это перечисление стрелой пронзает. любое женское сердце. "Георгий" - для интеллигентных дам - аллюзия на Георгия Иванова - тогда еще практически запрещенного в СССР "белогвардейского" поэта.
Юрий - княжеское имя. И конечно же Гагарин. "Гагарин, я тебя любила, ой"(с) Все женщины любят космонавтов. "Ух ты, ах ты - все мы космонавты". Кстати, первого космонавта не зря выбрали именно такого - простого гжатского парня (вы этот Гжатск видели? Съездите, посмотрите. Не пожалеете) с княжеским именем и фамилией. "Идея общей судьбы"(с)
Жора..."А ну-ка, Жора, подержи мой макинтош"(с) Одесская романтика, море, солнце, легкий налет криминала.
Ну и Гога. "Там усатые грузины ждут давным-давно"(с). Ночная мечта советских женщин - даже если в реальности они и подумать об этом не могли бы.
То есть неприкрытая сексуальность, аристократизм, галантность, обаяние "плохого парня" и героизм. По сути - поручик Ржевский.
И все это скрывается под почти детским недотепистым именем Гоша. Может ли женщина устоять?
Ну а теперь вернемся к обвинениям.
Абъюзер.
А почему, собственно, именно абъюзер? Он что, обижает или унижает Катю? У него есть вполне четкое представление о гендерных ролях, он его честно декларирует. Он ведь Кате не муж, не сожитель, даже не любовник. Он ее бойфренд, говоря более поздним языком. Да, он действует нахрапом - ну так ведь это для поручика нормально. "Мадам, разрешите Вам впендюрить!"(с). Как известно, Ржевский в том анекдоте периодически получал по роже, но чаще впендюривал. Абъюзер ли Ржевский или он тонко чувствует женскую душу?
Да и собственно - какой-то странный абъюз. Жрать готовит, сумки несет, от хулиганов защищает дитятку. Не грубит, не хамит, не бьет. Да, непривычно для него, что Катя - не мастер на заводе, а директор. Ну так привыкнет. И собственно - он же на директорское кресло и на ее производственные дела не покушается. А дома и правда лучше ему распоряжаться - у нее-то несмотря на хорошую зарплату не очень все устроено.
Его статус.
Вот слесарь.
Как там у Пригова: "Был школьник, а теперь он слесарь".
Гоша, кстати, слесарь непростой. Это слесарь НИИ. Слесарь-"микронщик", золотые руки, создающий точнейшие приборы. Получали такие слесари сплошь и рядом как доктора наук и директора не очень крупных предприятий. И друзья у этого слесаря как-то тоже не очень слесари - все больше доктора да кандидаты наук. И ведь находят о чем пообщаться. Значит, не дурак.
Есть очень интересный текст
https://a-nalgin.livejournal.com/1996579.htmlТам автор доказывает, что Гоша имеет высшее инженерное образование, видимо вечернее, и скорее всего является сыном репрессированого функционера (он приблизирельно 1937 г.р.), которому мать привила хорошие манеры и тягу к знаниям. Доказывает кадрами из фильма - например, подбором книг. Возможно, что и так, но он мог быть и слесарем "из простых" - обычно рабочие высшей квалификации были людьми весьма интеллигентными, тем более, если работали в окружении не работяг на заводе, а в таком вот НИИ.
Ну и главный вопрос - а был ли Гоша алкашом? Отвечу сразу - не был. И вот почему...
В приведенном тексте a-nalgin фиксирует кадр из фильма, где перед Гошей (в запое!) стоит 1 (одна) пустая бутылка водки и 8 бутылок пива. Извините, но у алкаша было бы наоборот - запои так не протекают. Да и в других эпизодах Гоша почти не пьет.
Но дело не в этом.
Понятия "алкаш" и слесарь-"микронщик" несовместимы. Постоянно пьющий алкаш не сможет работать из-за тремора и потери чувствительности в кончиках пальцев, периодически срывающийся в запои быстро потеряет уважение коллег-ученых. Не любовь, а именно уважение.
Так что же мы видим на экране? А видим мы ситуационный псевдозапой. Никакого отношения к алкоголизму это не имеет. Это культурный код русского интеллигента - при столкновении с иным переживать экзистенциальный кризис, заперевшись и бухая в трусах. "Брошу все, отпущу себе бороду// И бродягой пойду по Руси"(с) Поэтому он так легко и прерывает этот "запой" после прихода Коли. Попробовали бы вы так настоящего алкаша из запоя вывести - ха-ха! Этим эпизодом Меньшов как раз и показывает, что Гоша - вполне нормален для Катерины, поэтому она и ждала именно его.
И дождалась.