НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ ПРО ИМИДЖ ВРАЧА

Feb 12, 2019 20:01

РАЗГОВОР В ОРДИНАТОРСКОЙ: ИМИДЖ ПРОТИВ ГЕНДЕРА или КАК ЗАРАБОТАТЬ БАБКИ, СМЕНИВ БРИЛЛИАНТЫ НА САПФИРЫ
Дело было в начале 2000х...
Мы сидели с Танькой в ординаторской отделения нейрореанимации и вели беседу. Танька - моя коллега, реаниматолог, эффектная брюнетка 45 лет. Можно даже сказать - красивая, но "эффектная" характеризовала ее лучше. "А сама-то величава, выступает будто пава" - это про нее.
А тема нашей беседы была вполне прозаическая - деньги. Лавэ, бабки, тугрики... в общем, деньги, получаемые не зарплатным путем. Я, как старый скоропомощник, отстаивал идею, что получение этих самых тугриков зависит в первую очередь от имиджа доктора. Татьяна мне не верила, и возражала:
- Не фига это от имиджа не зависит! Тебе дают, потому что ты - мужик. А мне - нет, потому что я - женщина.
Я демонически захохотал.
- Я знаю массу женщин, которым дают денег гораздо больше чем мне. И не за то, о чем ты подумала, а исключительно за работу. У нас на подстанции одна фельдшерица с мешками денег со смены уходит. Не вымогая. Имидж такой. Разговаривать умеет.
- Ну, и в чем же моя проблема по-твоему? Мне ведь ни тут, ни в инфекции (Татьяна совмещала в реанимации инфекционной больницы) никто никогда даже не предлагает. Я бы и не взяла - но ведь и не предлагают...
- Ну а ты на себя посмотри! Выходит такая фря в очках и бриллиантах и заявляет: "Ваш больной безнадежен" Или даже надежен. Как тебе что-то предложишь, если ты на работу в бриллиантах ходишь. У людей денег столько нет, чтоб тебе предложить. Да и говоришь ты безапелляционно. Надо мягко. Мол, ваш больной крайне тяжелый, прогноз крайне сомнительный, но мы делаем все, что возможно. Тем более, это - правда. Да и вообще: надеяться надо на лучшее, а готовиться - к худшему. В общем, меняй брюлики хотя бы на сапфиры...
- Ой, Сергей Валентинович, а мне что нужно, чтоб деньги на "скорой" давали?
Интерн-невролог Ирочка, оказывется, притаилась в углу дивана и внимательно слушала наш разговор. Тогда интернам разрешали работать на "скорой" врачами, и это было полезно и для "скорой" и для интернов. Вот Ирочка и подрабатывала доя денег и практики.
- А ты на какой подстанции работаешь?
-На 35й.
35 - это север Москвы. Спальный рабочий (скорее, лимитный) район на месте бывших деревень. Бывших деревенских там тоже много.
Я посмотрел на Ирочку. Крепкая фигура, рост 165-168, копна русых волос, простые черты лица...
-А тебе, Ирочка, наоборот, надо золото носить. Простое, крупное, но не очень массивное. Чтобы сразу было видно, но не кичаще. И разговаривать четко, с чувством превосходства, можно даже иногда и матерком... но не грубить. К пожилым - уважительно, но по-простому. Не "эй, ты, дед!", а "послушай, Михал Иваныч!". И все придет само собой.
Я и забыл об этом разговоре, но недели чрез две мы встретились в ординаторской в том же составе.
-Слушай, сработало! - Татьяна смотрела на меня ошалелыми глазами. - Поменяла брюлики на сапфиры, сказала эту твою фразу про надеяться на лучшее, а готовиться к худшему - и сразв сотню баксов сунули. И потом пошло...
- Ну, что, не берешь? - съехидничал я.
- Когда как. То есть отказываюсь всегда, но некоторые прям отказывются забирать!
- И даже то, что ты не мужчина не мешает?
-Странно, но нет...
-Ой, и у меня работает. Я бабушкин гарнитур надела, и тут же деньги посыпались!- к разговору присоединилась Ирочка. - Не по сто баксов, конечно, но зато регулярно. А почему?
- Понимаешь, Ирочка - важно начал я - тут очень важно соответствовать ожиданиям. Вот ты практикуешь в простом районе, там люди простые. Ты к ним по-простому - и они тебя за свою принимают. А то, что вся в золоте - так, значит, не лохушка какая-то, приличный доктор, зарабатывешь хорошо и себе цену знаешь. Но и не в брюликах, без понтов. Главное, девочки, имидж. А гендер - дело двадцать пятое.

***
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРО ИМИДЖ

Тут мой рассказик про имидж вызвал некоторый ажиотаж - как, мол, можно рекламировать вымогательство?!
Т.к., похоже, многие не понимают, где вымогательство, а где - благодарность, то попробую разъяснить.
Итак, врач может получать зарплату, а может - гонорар, если он частнопрактикующий врач. Частнопрактикующих мы вынесем за скобки и будем говорить о возможностях получать деньги помимо зарплаты.
Начнем с плохого.
Ну, самое плохое - просто воровать. Например, обобрать пьяного или пациента без сознания. Или украсть у старушки на вызове ее пенсию или фамильные драгоценности. Это однозначно грех и уголовное преступление.
Справедливости ради скажу, что это явление редкое. В советские годы пьяных по скорой и в приемниках обирали часто (и даже теоретическую базу под это подводили - см. А.Великин "Санитар"), чем дальше идет время - тем народ становится нравственнее. Или боится больше.
Второе мерзкое действо - вымогательство угрозой жизни. Типа, не буду оперировать, пока денег не дашь или что-то подобное. По степени греховности - даже грешнее, в УК тоже статью найти можно. Бывает тоже не часто - обычно врачи так не подставляются.
Взятка как таковая.
Взятку по закону может взять только работник, выполняющий контрольно-распорядительные или административнве функции. Т.е. рядовой врач выполняет такие функции в отдельных случаях. Например, врач СМП, эвакуирующий пациента за деньги, или дежурный врач приемного отделения, за деньги госпитализирующий.
Тоже мерзко и греховно. И уголовно наказуемо.
Теперь способы, уголовно не наказуемве, но безнравственные.
Первый из них и основной - "развод на бабки". Например, в коммерческой клинике клиенту подсоаывается договор, где между делом прописано, что перевод пациента в палату реанимации производится реаниматологом и согласования с клиентом не требует. Вроде бы ничего страшного. Только пребывание в обычной палате стоит, например, 50 т.руб/сут, а в реанимации -350 т руб/сут. А прикол в том, что просто взять и увезти реанимационного больного в никуда нельзя - нужно "добро" от ркководства той клиники, еуда его готовы принять. А его получить не так просто. А деньги капают.
Второй способ, применяющийся в частных клиниках - назначение ненужных анализов и консультаций, и лечение несуществующих болезней. Это не всегда вредно для больного, но всегда бьет его по кошельку.
В госструктурах может применяться способ "за деньги я сделаю тебе свое хорошее лекарство, а бесплатно - штатное плохое". Иногда это правда - иногда нет: лекарство вполне штатное.
Хотя, допустим, имплантация каких-либо импортных устройств вполне может не входить в ОМС. Не сама операция, а ОМС не оплачивает устройство. Но там чаще доктор работает за агентское вознаграждение. Тут ничего дурного нет - выбор за пациентом.
В принципе, агентское вознаграждение доктор может получать и от лаборатории, диагностической фирмы или клиники, куда он направляет пациента. Если это пациенту необходимо, а бесплатно - либо невозможно, либо долго, либо пациент сам хочет каких-то особых условий, то тут ничего дурного тоже нет.
Собственно, доктор может заниматься посреднисескими услугами. Опять же, если это честно ("я организую Вам лечение у самого профессора Пупкина"), то все нормально. Доктор лично знает Пупкинаи берет деньги за посредничество.
Точно так же (хоть и в нарушегие инструкций) обход этих самых инструкций. Это, может быть, не очень законно, но, к сожалению, законы и инструкции у нас часто бесчеловечны. Или законный путь очень дорог.
Дальше идут способы неприятные. Прямое попрошайничество в стиле "дай денег". Если до - то это вымогательство, если после - то именно попрошайничество. Была у нас такая докторица из г. Липецка, клянчила на каждом вызове по 200 р "девочкам на конфеты". Ну, тыщи по полторы на каждую (с напарницей) в день имели. Не разбогатели особо, но на конфеты хватало. Пока не уволили по жалобе.
А вот дальше мы поговорим про способы вполне приличные. Вариант первый - люди просто благодарят. Наверное, только абсолютный ханжа здесь кого-то осудит.
Второй вариант - создание имиджа. Имидж вообще - это соотаетствие ожиданий имеющемуся статусу. Т.е. доктор должен быть внимательный - и вот доктор, чтобы выгдядеть настоящим доктором, проявляет внимание к пациенту. Пациент радуется и дает доктору денег, т.к. видит соответствие своим ожиданиям.
Или внешний вид.
В некоторых клиниках существует даже дресс-код. Вот меня, например, не возьмут в клинику, где упор на здоровье и аккуратность - я толстый, лохматый и ношу исключительно джинсы и футболки, а там нужны спортивные, с аккуратной прической в белой рубашке и галстуке.
Ну, а от врача, например, СМП в разных районах Москвы будут ожидать разного. Когда я был юным фельдшером, то получпл массу бонусов (тогда это были не столько деньги, сколько угощения)в своем районе (Ленинский проспект) именно благодаря внешнему виду (аккуратная бородка, золотые очки и т.д). Но когда я стал врачом и работал на 15 подстанции в Кунцево, то на педиатрической бригаде этот имидж срабатывал, а на линейной - нет. Контингент жителей другой.
Естественно, что сейчас мой имидж не соответствует "типичному доктору", поэтому если меня (бригаду) благодарят, то не благодаря имиджу, а за какие-то конкретные действия. Вот недавно двухлитровую бутыль кубанской самогонки подарили🤗. Полковник в отставке, оттуда родом.
Поэтому в таких ситуациях, ничего дурного, на мой взгляд, нет. Главное, дело должно делаться хорошо, независимо от благодарностей.
Естественно, что каждый врач ведет себя по-разному. И если его внешний вид и поведение соответствуют ожиданию пациентов и родственников, то его будут благодарить, в т.ч. и финансово.

ИМИДЖ С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Вообще, имидж врача может быть разный, и зависит от него далеко не только финансовое с благополучие доктора. Кто помнит роман И.Ефремова "Лезвие бритвы", тот, наверное, не забыл, как Гирин лечил истерический паралич. При этом он брал за образец своего профессора-психиатра, обладавшего "магической" внешностью - длинные седые волосы, черные "демонические" глаза, летящая походка и т.д. И повелительный крик "Встать". Больной, пролежавший много лет встал и пошел.
Мне приходилось общаться с такими докторами (и с психиатрами, и не только). Такой внешностью обладал покойный профессор-невролог Л.О. Бадалян, известный психотерапевт В.Л. Леви тоже выглядит нестандартно, покойная психиатр Л.М. Людмила Мочкина Мочкина тоже смотрелась необычно. Все они были и есть очень успешными врачами.
С другой стороны, многие мои друзья-педиатры успешно пользуются имиджем доктора Айболита (если их цель - войти в доверие к детям) или, наоборот, Клуни в "Скорой помощи" (если их цель - убедить родителей), а женщины - имиджем Тети. Все это помогает находить контакт с пациентами и родственниками.
Естественно, что хирургу-мямле придется преодолевать первичное недоверие (даже если он очень хороший хирург), в кардиологических клиниках практически везде существует официальный дресс-код - белая рубашка и галстук, а неврологи сверкают навороченеыми молоточками. Это вызывает доверие.
Однако на "скорой" часто приходится пользоваться имиджем "от противного". Если в клинике больной чаще всего априори ждет от врача исцеления, то на своей территории он чувствует себя хозяином. И приходится применять самые нестандартные методы, чтоб убедить пациента, например, поехать в больницу.
Дело было в году в 2007. Нашу реан мационную бригаду вызвала "на себя" врачебная линейная бригада с поводом мужчина 42 года, "Инфаркт миокарда, кардиогенный шок, отказ от госпитализации". Повод настораживал - кардиогенному шоку обычно не до отказов.
Но когда мы приехали, все стало понятным. На кровати лежал здоровенный 42-летний поддатый мужик. Рядом стояла женская бригада - две тетки средних лет, смотрящих на нас с надеждой. В углу всхлипывала жена.
Доктор обрисовала ситуацию. Впервые возникший приступ загрудинных болей после баньки с возлияниями, еле добрался до дома за рулем, боли держатся уже часа три, на ЭКГ -циркулярный инфаркт, давление снижено до 80/40, периодически прихлебывает коньяк, ехать никуда категорически не хочет. Наркотики усилили эйфорию и несколько притупили боль, но ЭКГ, естественно, не изменили.
Мужик с порога заявил, что мы можем проваливать откуда пришли, потому что никуда он не поедет, а коньяк его спасет. Я попытался убедить его, что инфаркт (тем более, с низким давлением) - штука опасная. На что получил ответ:
-Подумаешь, инфаркт! Не втирай мне! У меня у деда пять инфарктов было, а он до 90 лет дожил!!!
И потянулся к рюмке.
- Ну, понятное дело, у деда на фоне пяти инфарктов мозги отлетели. Вот он в деменции столько и прожил. Только странно, слабоумие такого типа по наследству обычно не передается. А ты, видать, унаследовал...
- Как Вы со мной разговариваете? - мужик от возмущения перешел на "Вы"
- А я с трупами вообще не разговариваю... ребят (это я фельдшерам), грузим!
-Да я...я жалобу напишу!
-Ага! Сначала - выживи! Выживешь - напишешь. Только я подозреваю, что жалобы не будет..
- Что, действительно так все плохо?
Хмель с пациента сошел, в глазах появился страх.
- Нет, я тут тебе цирк показывю. Я, что, Олег Попов? Тут тебе доктора уже час объясняют, нас дернули...
Пациент затих, был погружен на волокушу и быстро доставлен в кардиореанимацию. Жена пыталась целовать руки, но была перенаправлена к умотанной линейной бригаде, честно лечившей мужика.
...
А бумага на подстанцию все-таки пришла. Благодарность. В ней пациент просил премировать доктора, нашедшего правильный подход к нему. Премировать не премировали, но приятно было.
И это был не единичный случай..

Мысли и максимы, Медицина

Previous post Next post
Up