Как известно, онтогенез повторяет филогенез, и психическое развитие детей - не исключение. Дошкольники по нему примерно соответствуют лемурам, школьники средних классов - это типичные стайные приматы, с жесткой пирамидальной иерархией, агрессией, кланчиками и травлей.
Очевидно, человечество пережило этот этап и находится на более высокой ступени развития, оставив стайный тип общества в резервациях - тюрьмах, армиях, выездных экспедициях и - увы - в школах. Но мы же обучаем детей речи, самостоятельно они ее не освоят. Так и в школах - самостоятельно проходят этап жестокой обезьяньей стаи только к концу старших классов, да и то не всегда.
И конечно, он формирует паттерны поведения на всю оставшуюся жизнь. Я не про забитых ботаников - нет! Как раз ботан, получив негативный опыт пребывания в стае, стремится его забыть и как правило вырастает в современного, актуализированного человека. А вот те ребята, которые побывали вожаками, доминантами - они это запоминают с такими установками вступают во взрослую жизнь.
Они знают, как приятно быть на вершине пирамиды, когда все несут им подарки и знаки уважения. Как интересно бывает стравливать других между собой и наблюдать, как они грызутся вместо того, чтобы преследовать свои настоящие цели.
Из таких альфа-доминантов вырастают разного рода боссы, политики - люди, которые управляют современным обществом с устаревших позиций силы, коррупции, интриги. Подтверждения - вот они, вокруг нас, читайте новости! В то время, как общество в среднем развивает всё более прогрессивные отношения, политику до сих пор легко просчитать исходя из грубой силы, интриг и манипуляций - функций, которые являются устаревшими.
Эти функции легко увидеть даже в стае курортных обезьян, которые еще не владеют ни речью, ни производством, но прекрасно определяют, кто у них над кем в иерархической пирамиде, успешно шантажируют туристов своей сплоченной охотничьей группой из самцов и детей, а также обмениваются ценными вещами, четко зная обменный курс (один банан за два фантика).
То есть, во множестве случаев людьми правят пусть альфа, но обезьяны - психически и поведенчески недоразвитые существа.
Современное общество прогнило с головы, и выход - воспитать поколение, которое изначально понимает отсталость пирамидально-стайных иерархий и может эффективно им противостоять, выстраивая общество будущего.
Нужно думать над тем, как дать детям представление о том, что стая - плохо. Что травить скопом кого-то одного - атавизм, а лидер - это не тот, кому нужно носить подарки.
Проблема - открытая. Интересно, есть в педагогике по ней подвижки?
Могу предположить, что эффективным будет общение детей с людьми, достигшими реального успеха в жизни - последние могут стать правильным авторитетом вместо стайных лидеров.
Также можно ввести специальный предмет - разбор ситуаций школьного общения на примере обезьян:) Да, дети научатся лучше манипулировать другими, но и свои методы противодействия выработают.