Вот здесь лежит подборка таблиц из диссертации полковника Игумнова "Исследование поражаемости отечественных танков". Есть среди них и табличка распределения подбитых танков по дистанции поражения и калибра орудия противника, вероятно относящаяся к последнему году войны. К сожалению, таблицы не сопровождаются никаким текстом, поэтому остаётся неясным каким образом устанавливалась дистанция поражения. Но предположим, что данные заслуживают доверия.
Я их перепёр на гистограмку, вышло знакомое логнормальное распределение:
У 75-мм максимум поражений где-то на 500 метрах, у 88-мм - на 700. Вроде бы всё логично.Однако, что-то меня тут беспокоило. Потом понял что. Непонятно как интерпретировать результат. Ведь, чем меньше дистанция стрельбы тем легче в танк попасть и тем вернее его броню пробить. И чем ближе к рубежу огня, тем больше должна быть доля подбитых танков. То есть стоило бы ожидать равномерно убывающей функции. В реальности не так.
Потом подумал ещё. Ба! Да я же рассуждаю как охотник, на которого гонят дичь. Если б отстрел происходил на полигоне, то рассуждение было б верное. Но в бою не так.
Тут я, пожалуй, сделаю небольшую экскурсию в прошлое. Во времена линейной тактики (излагая упрощённо) два строя сходились на дистанцию действительного огня, обменивались залпами. Потом ещё немного сближались и опять обменивались залпами. Потом ещё. В конце концов одна из сторон обычно не выдерживала и обращала тыл. В редких случаях доходило о штыковой-рукопашной. То есть существовала дистанция на которой происходило решение боя.
По всей видимости, что-то подобное происходило и здесь. Исход боя танков с другими танками или ПТО решался чаще всего на 500-700 метрах, после чего либо атакующий прерывал атаку и отходил, либо обороняющийся обращал тыл. Некторой занозой в этом обяснении торчит разница в дистанциях решения для 75-мм и 88-мм орудий противника. Оставлю пока без интерпретации.