...Императорским указом каждому графу было позволено иметь не больше двадцати человек вооруженной свиты. Ну, а лорд Форлопулос воевал со всеми соседями, и двух десятков телохранителей ему для этого явно не хватало. А посему он и нанял две тысячи поваров, как он их назвал, и послал на поле брани. Что и говорить, лорд проявил чудеса выдумки: дал им тесаки мясников вместо мечей и тому подобное...
...чтобы установить и для войны законный порядок, Анк ввел специальные церемонии, сопровождавшие объявление войны, и поручил их исполнение жрецам-фециалам. ... Если сенат большинством голосов высказывался за войну и это решение утверждалось народом, фециалы проводили обряд объявления войны. По обычаю, глава фециалов приносил к границам противника копье с железным наконечником и в присутствии не менее чем трех взрослых свидетелей объявлял войну, а затем бросал копье на территорию врага. Такой обряд должен был подчеркнуть справедливость войны со стороны римлян, и они неизменно его соблюдали. Правда, со временем, в результате завоеваний Рима расстояние до вражеской земли увеличилось. Быстро добраться до границ очередного противника стало очень трудно. Поэтому римляне придумали такой выход. Одному из пленных врагов они приказали купить клочок земли в Риме около храма Беллоны. Эта земля стала теперь символизировать вражескую территорию, и именно на нее главный жрец-фециал бросал свое копье, проводя обряд объявления войны...
- ... мне страшно хочется съесть эту курицу и в то же время не согрешить. Послушайте, брат мой, сделайте милость - во имя нашей взаимной любви окропите ее несколькими капельками воды и нареките карпом.
- Чур меня! Чур! - заохал монах.
- Я вас очень прошу, иначе я могу оскоромиться и впасть в смертный грех.
- Ну ладно, так и быть, - сдался Горанфло, который по природе своей был хорошим товарищем, и, кроме того, на нем уже сказывались вышеописанные три дегустации, - однако у нас нет воды.
- Я не помню где, но было сказано, - заявил Шико. - «В случае необходимости ты возьмешь то, что найдется под рукой». Цель оправдывает средства; окрестите курицу вином, брат мой, окрестите вином; может быть, она от этого станет чуточку менее католической, но вкус ее но пострадает.
И Шико опорожнил первую бутылку, наполнив до краев стакан монаха.
- Во имя Бахуса, Мома и Кома, троицы великого святого Пантагрюэля, - произнес Горанфло, - нарекаю тебя карпом.
И, обмакнув концы пальцев в стакан, окропил курицу несколькими каплями вина.
Можно подумать, что всё это фантастика и дела давно минувших дней. Ан нет. Вот парочка относительно свеженьких примеров.
Американским Актом о национальной обороне от 1920 года, танки были причислены к пехоте. Более того, была зафиксирована структура родов войск, которая состояла из пехоты, кавалерии, артиллерии, береговой артиллерии и сапёров. Для танковых войск в законе места не нашлось, и они появились в Америке только в 1950 году*), после внесения поправок в законодательство.
Однако, уже в 20-х годах назрела нужда в механизации кавалерии. Кавалеристам на современном поле боя были нужны танки, но по закону они не могли их иметь. Выход нашёлся быстро - танки поступавшие в кавалерию именовались Combat Car (боевыми машинами), а «боевые машины» законом не запрещались. Та же фигня приключилась и с войсками ПВО - после Первой мировой стало ясно, что такие войска нужны, но вот в закреплённой законом структуре места для них не было. Ничего, зенитные батареи ПВО были записаны в береговую артиллерию.
Вы, наверное, будете смеяться, но американская история с танками для кавалерии имела свое точное отражение во Франции. Тамошнее законодательство тоже приписало танки к пехоте, поэтому и французским кавалеристам пришлось играть в слова. Они выбрали для танка слово «мотопулемёт» ( Automitrailleuse). Самый большой «мотопулемёт» (на картинке слева) весил почти 20 тонн, вооружён 47-мм пушкой, был бронирован не хуже «тридцатьчетвёрки» и вообще, некоторыми экспертами считается лучшим танком начала Второй мировой.
Военных можно понять - иннерция республиканской законодательной системы такова, что легче по быстрому наречь курицу Карпом, чем добиваться законного признания её постной пищей.
Писаный закон неизбежно уязвим с этой стороны. Так как он облечён в слова, а слова обретают значение только в процессе интерпретации, то практически невозможно добится защиты от «хакеров», которые хитроумно интерпретируя текст, нарушают дух закона, но оставляют его букву в неприкосновенности. Почему же в рассказанных историях, симпатии читателя скорее на стороне «хакеров», при том, что вобще-то консерватизм писаных законов вещь правильная и хорошая? По моему убеждению потому, что орлам непристало ловить мух. Когда закон (или религия) пытается предписывать длину юбок и правила питания, он сам себя ставит в смешную позицию (раком). И над ним тогда просто грех не посмеяться.
_______________________________________________
*)До этого были т.н. танковые силы (Armored Force) в составе пехоты. Различие отнюдь не номинальное. Род войск (Branch) в американской армии имеет своего начальника, свой бюджет, сам вырабатывает для себя систему боевой подготовки и т.п.