О моторизации британских дивизий и советских переводчиках.

Apr 04, 2006 22:59

К очень старой дискуссии. Оспаривая мое утверждение, что британские пехотные дивизии времён Второй мировой были полностью моторизованы, kenigtiger выдал следующее: Открываем 12-ти томную “Вторую Мировую войну”, том 2-й, стр 405, где со ссылкой на H.Joslen “Orders of Battle of the Second World War 1939-1945”, vol 1, p. 131 дается штанное расписание британской пехотной дивизии 1939 года - 14,5 тыс. человек, включая 500 офицеров. На вооружении дивизии имелось 140 бронетранспортеров, 28 легких танков, 156 тягачей, 147 орудий, 810 грузовых автомобилей, 644 легких и 56 тяжелых пулеметов, 126 минометов, 10 222 винтовки, 361 противотанковое ружье и другая техника. В настоящей моторизованной дивизии, например, в немецкой, штатно грузовиков в два раза больше.
Джослен источник солидный, с ним спорить было не с руки и я разбор этого дела отложил. Намедни разжился я Джосленом и подтвердилось - да, это источник солидный. А вот 12-томник, выходит, не очень.

Во-первых, совершенно не бъет численность личного состава. В Джослене полная численность дивизии указана 13,863 человек. Во вторых, автопарк дивизии по Джослену выглядит так:

Cars 117
Trucks 810
Lorries 688
Tractors 156
Vans 12
Ambulances 24
--------------
Всего 1807Под "trucks" в источнике имелись ввиду автомобили грузоподьемностью 8 и 15 британских центнеров, то есть ~1/2 и 3/4 тонны, что-то типа "Газели". В категорию "lorries" попадали автомобили грузоподъемностью 1, 1,5 и 3 тонны. Как нетрудно заметить, "настоящие" грузовики переводчиками прочно забыты. Не знали слова lorry и стыдились признаться? Забыты также легковые и специальные автомобили. Кроме автомобилей и бронетранспортёров британской пехотной дивизии по штату полагалось 670 мотоциклов.

Для сравнения немецкая пехотная дивизия первой волны обр.1939 года на 17,734 человека имела 394 легковых и 615 грузовых и специальных автомобилей (всего 1009), плюс 527 мотоциклов. Моторизованная дивизия обр. 1939 на 16,445 человек имела 989 легковых и 1687 грузовых и специальных автомобилей (всего 2676), плюс 30 бронетранспортёров и 1289 мотоциклов.

Если посчитать оснащённость автомобилями этих дивизий, то видно, что в немецкой пехотной на один автомобиль приходится 17-18 человек, в немецкой моторизованной - 6 человек, а в английской пехотной - 7-8 человек, то есть она всё же ближе к моторизованной, чем к пехотной.

Как я уже упоминал в комментах к той старой дискуссии, британская дивизия не имела штатного транспорта для перевозки пехоты - пехота шла пёхом. Но зато всего три транспортные роты (RASC Troop Carrying Company) приданные дивизии поднимали её полностью на колеса. Про попытке перебросить автотранспортом немецкую пехотно-копытную дивизию вставала проблема погрузки в кузова грузовиков всех её 4842 лошадей; это помимо пехоты, возимого гужевым обозом имущества, и артиллерии.

Подобный подход к моторизации армии был принят в британской и американской армиях в течении всей войны. Союзники опробовали создание 100% моторизованных дивизий, но отказались от них в пользу дивизий моторизованных на 80% и получающих в случае необходимости дополнительный автотранспорт из центрального резерва. Такая схема позволяла ставить на колёса нужное количество дивизий на главных направлениях, там где требовалось поддерживать высокий темп движения, и в то же время не омертвлять автотранспорт на второстепенных.

моторизация, оргштат

Previous post Next post
Up