А
жизнь только слово,
Есть лишь
любовь и есть
смерть.
Эй, так кто будет петь,
Если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы петь,
А любовь стоит того, чтобы ждать.
В. Цой
Никто из нас не выйдет отсюда живым
БГ
Sooner or later God will cut you down Johnny Cash
Был две недели назад на кладбище -- хоронили
Димку.
Дискламер: тема может быть для кого-то больной, возможно, я обобщаю лишнее.. Я старался писать аккуратно.
И там мне пришла мысль-не мысль, настроение-не настроение... Короче, мне кажется, что наша культура неправильно к смерти относится. Гранитные-бетонные плиты, памятники на могилах -- мне кажется, что всё это лишнее и ненужное. Достаточно -- холмика и скромного деревянного креста. Лет 50 -- пока родственники ходить будут -- это простоит, а дальше и не нужно... Мысль о том, что это нужно ему (покойнику) -- это даже не знаю, к какой области верований отнести. Что-то времён фараонов. И дело не в наличии/отсутствии души, а в том, что по любому (при любой здравой системе верований) сила -- в людях, которые вспомнят, помолчат, выпьют не чокаясь, свечку поставят. А бетонная коробка, которая простоит ещё 200 лет, сама по себе ценности не имеет никакой.
Но -- зачем-то ставят.. И тут есть несколько причин:
- "он ушёл, и это громадная невосполнимая потеря для всех нас, мы скорбим, и пусть память о нём живёт вечно". Ну, точнее, все понимают, что на практике память особо надолго не задержится, но считают, что "по хорошему" нужно помнить и скорбеть.. неограниченно долго. И как это солнце светит без него, а трава растёт -- не совсем понятно, а идеологически и вовсе сомнительно. Понятно, что практика от этого далека.. но это такой некий пунктик и чувство вины перед ушедшим -- недостаточно скорбим. Как же -- у него такое (худшее, согласно взглядам) случилось, и это с ним навсегда, а я не скорблю -- значит, видимо, недостаточно любил.
Тут происходит некоторая подмена -- есть естественная грусть о том, что я больше с ним не увижусь -- никогда. Больше не побухаем, не поболтаем, не .. -- короче, больше ничего этого не будет, даже не будет "просто знать, что где-то ты живёшь". И есть представление, что это ужасно плохо для него -- и плохо навсегда. Опять же, это надо ещё постараться придумать соответствующую систему верований. Атеизм, очевидно, не подходит -- его уже нет, ему никак. А все остальные подходы предполагает какую-то дальнейшую "судьбу", если так можно выразиться. - произошло нечто из ряда вон. Умер Человек. Это вообще явно недоработка какая-то в мироздании -- не должно такого быть, как это Человеки -- и умирают. Но, тем не менее, вот тут он лежит, это место нужно огородить на память всем...
Но, таких из ряда вон в день происходят тысячи.. И никто из нас не выйдет отсюда живым. И -- ничего "из ряда вон" в этом нет. Это -- естественно, это происходит со всеми. Из праха в прах... Можно спорить на тему есть/нету души, но сложно спорить с тем, что есть тело. И -- путь материального тела должен завершиться, после того, как его покинул дух/жизнь, оно должно постепенно распасться и интегрироваться в окружающий материальный мир.
Я не против памятников, но памятник -- памятник идее, символу. На могиле неизвестного солдата горит вечный огонь -- это памятник подвигу, отваге, мужеству. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен -- плюс адин, сказано очень точно.
Ну и на "Смерти не должно быть, это неправильно, неправильно! Я не верю!" могу сказать только то, что она есть. Мы живём в мире, где "за каждым охотится смерть". Где волки едят зайчиков. А зайцы -- морковку. Морковка тоже не свята -- скорее всего убивает втихую каких-нибудь бактерий. Которые, если бы им не помешали, убили бы морковку... Это всё так, и мы не можем этого изменить -- это одна из базовых характеристик нашего мира. Всё материальное -- смертно. Даже звёзды гаснут. Из праха -- в прах. И тут есть два варианта: можно либо принять ситуацию, как она есть, либо продолжать считать это какой-то глобальный ошибкой. Конечный результат один и тот же (доктор, я умру? -А как же!), но в первом случае можно провести отведённое нам время с пользой (вопрос "что такое польза?" -- чуть ниже), во втором же это значительно сложнее.
Дальше,
есть мнение, что смерть (как понятие) это зло (что такое зло -- я не знаю, вопрос не ко мне). И, видимо, с "добром" она воюет. Ещё раз -- смерть это одна из базовых характеристик материального мира. Конечно, мир не исчерпывается материальным. Но они не воюют друг с другом, просто есть и то и другое, и нельзя что-то одно вычеркнуть. И тут можно вновь вспомнить апостола Павла (да, боян, конечно, но уж больно хорошо сказал, и как всегда к месту):
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я -- медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, -- то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Это про "пользу", "смысл" и нематериальную часть. Если бы не ты, этот прах оставался бы прах (с). К счастью, не остаётся. И бессмертие именно тут: Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А все попытки увековечить материальную составляющую (хотя, граница, наверное, очень условна, но тем не менее) -- напрасны.
Upd: Мда, получилось много слов без внятного вывода и повода и вообще "о чём это всё в сумме" :) У меня бывает. Исправляюсь.
Это о том, с чего началось: мне кажется, что наша культура неправильно к смерти относится. Дальше -- внешние признаки и идеологические корни заблуждений (как я их вижу), ещё дальше -- альтернативный вариант отношения.
-------------
Что ещё могу упомянуть в своё оправдание -- только сослаться на десяток-другой авторитетов. Ну, десятка я не нашёл :) Я стольких авторитетов и не знаю-то. Но, что вспомнил:
- Дядька Толкин считал смерть даром Эру людям. И мультик про Масяню и подарки он тогда ещё не смотрел.
- Эпиграфы в начале. Тема популярная (ещё бы, с учётом того, что их всего две: смерть и любовь), мнения есть и такие тоже.
- Ну и Карлоса, нашего, Кастанеду, почитайте, для общего развития.
- И В.Я.Пропп "Исторические корни волшебной сказки". Из него станет понятно, что другое отношение к смерти как минимум возможно
- А читать Экклезиаста вообще сам Бог велел :)