Всякие такие мысли иногда крутятся, а тут увидел, как Миядзаки удачно высказался
( из фильма
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Kingdom_of_Dreams_and_Madness )
Чуть разверну, как я понимаю, о чем речь.
Это из области "пилить сук, на котором сидишь", плевать в колодец из которого пьёшь и вести нездоровый образ жизни, пока молодой и силы есть. То есть расходовать ресурс, который казался бесконечным, или вообще не замечался, а потом вдруг оказался очень даже конечным. Наверняка есть правильный научный термин, что-нибудь про "отравление системы продуктами собственной деятельности", но я его не знаю... В общем, продолжение движения в ту же сторону убивает, в этом смысле любые локальные мечты проклятые: они красивы, но только ускоряют процесс.
Где это прямо бросается в глаза, настолько, что об этом уже говорят все -- демография. Как-то рассчитывали, что женщины будут продолжать рожать, а они не хотят. Как
говорят, уже в средневековых городах была такая же проблема. И тогда видно, как это происходит: с точки зрения демографии, города убыточны, они паразитируют на деревне, но пока в них живет не слишком большой процент населения, это работает. Но зато в других смыслах города очень эффективны, они растут, а потом индустриализация, полная победа городов, и вот мы здесь.
Где это чуть меньше бросается в глаза -- школа. Тут наверное можно много про разное написать, но проще посмотреть на эволюцию экзамена. Старые-добрые школьные экзамены, на которые для контроля приходит завуч, или может быть даже представитель РОНО, рассчитаны на ситуацию, когда отдельный ребенок или отдельный учитель могут быть нечестны или некомпетентны, и тогда независимая проверка это вскроет. Но они не рассчитаны на ситуацию, когда нечестна может быть вся школа целиком, вместе со всеми её учителями и завучами. Тут нужен экзамен типа ЕГЭ: анонимно, независимо от школы, задания секретны, формальные критерии оценки, каждую работу проверяют два эксперта, если их оценки расходятся, подключается третий продвинутый эксперт -- короче, очень неплохо продуманная система. Но понадобилась она именно потому, что школе доверять уже нельзя.
Почему это то же самое, т.е. где тут отравление системы своими же продуктами? Могу ответить только несколько поэтически: бюрократия (в частности массовая школа) эффективна, но она "истончает социальную ткань". И пока "общество здорово", это работает. Например, та же школа работает потому, что учителя, ученики и их родители массово уверены, что "учиться надо", "знания ценны", "учителя нужно слушать" и т.п.
Но "здоровье общества" это конечный ресурс. По мере работы бюрократии растёт "вы ко мне формально -- и я к вам формально", и оказывается, что без культурных подпорок школа уже не так эффективна. Восстанавливать культуру мы не умеем, и вот нам нужно ещё намного больше бюрократии, чтобы хотя бы учителей заставить хотя бы формально работать (понятно, что формальными методами заставить работать неформально не выходит). И мы вводим ЕГЭ, ВПР и мониторинги. Но это всё вместе только ухудшает отношение учителей. А поскольку и сами бюрократы не чужды отношению "я к вам формально" (а где других найти массово?), то и все эти мониторинги и ВПР оказываются не очень эффективны и не очень относятся к делу...