Джен Дэвис, американка, дипломированный фотохудожник. Во время учёбы делала проекты, снимая разных людей, но в какой-то момент поняла, что если она хочет показать то, что волнует лично её, естественно было бы снимать себя. Эта фотография, сделанная в 2002 году - первая в ряду автопортретов, которые Дэвис снимает по сей день.
Начать фотографировать себя было сложно. Дискомфортно было даже просто отдавать плёнку в проявку, впервые публично демонстрировать «столько открытого тела». Но первоначальной задачей было «увидеть то, что видят другие, глядя на меня». Самонаблюдение, самопознание, обобщение своего опыта, соотнесение себя с другими людьми - понятные и очевидные цели этого многолетнего автопортретирования. Сцены взяты из повседневной жизни художницы, но, конечно, являются постановочными, художественно отредактированными. Некоторые фотографии представляют не реальность, а «фантазии» об отношениях, которых Дэвис лишена из-за неуверенности в себе и в своём теле.
Постепенно настроение фотографий меняется, потому что меняется самоощущение художницы. Она взрослеет, обретает профессиональный успех, воспринимает себя свободнее. Образы становятся более чувственными и расслабленными. Взаимоотношения с людьми, мужчинами, камерой меняются и развиваются. Однако чужие осуждающие взгляды никуда не делись и Дэвис по-прежнему не всегда уверена в себе.
В августе 2011 года Дэвис вставили силиконовое кольцо, сужающее объем желудка. С тех пор она похудела на 70 фунтов и намерена худеть ещё. Проект по самонаблюдению продолжается. «Моя работа уже не выглядит такой печальной. Мне легче, но я по-прежнему удивляюсь и задаю вопросы: это реальность или нет? Я стала немного меньше, но хорошо ли мне?»
Джен Дэвис - не единственный современный фотограф, который занимается подобными вещами. Как правило, они вызывают если не сочувствие, то, во всяком случае, интерес, потому что всегда эмоциональны и откровенны. Интересно и то, что это не взгляд стороннего наблюдателя. Контроль, выбор, демонстрация - всё в руках художника, который является одновременно и субъектом и объектом взгляда и сам решает - насколько ему приблизиться к зрителю или отдалиться от него.
Многие выражают Дэвис сочувствие и высказывают уважение её смелости и открытости. Однако сама она не считает свою работу какой-то декларацией, не пытается говорить от лица всех полных людей или делать какие-то заявления. Это просто попытка понять себя, найти себя в этом мире, осмыслить свои взаимоотношения с реальностью, проговорить какие-то личные вопросы через искусство. Ничего особенного, в общем-то, - обычное дело для многих художников и фотографов.
Ещё много фотографий на сайте фотографа