В
предыдущем постинге я поделился своим наблюдением над живучестью мёртвых теорий, полагая, что «мёртвость» версии о двухгодичной передышке, подаренной пактом Молотова-Риббентропа, очевидна.
Оказалось нет. Коментаторы хором попросили рассказать, что бы было если бы пакта не было. (
Ну давайте поглядим... )
Comments 148
Задерживается или срывается?.. ;)
А то у меня тут намедни была стычка с залётным французом, который бил копытом землю и витийствовал, что если бы рывок Гитлера на Запад "чуть-чуть бы задержался", то Антанта с немыслимой силой попёрла бы на Берлин и, как минимум (!), втянула бы вермахт в затяжную позиционную войну на немецкой территории.
Моя точка зрения - всё это не более, чем патриотичные фантазии.
Никуда бы Франция из-за линии Мажино на восток решительно не порскнула. Так бы и сидела до упора, подставляясь под танковые клинья панцерваффе.
Reply
А стратегия на 1940 сводилась к тому, чтобы путём периферийной войны сдавливать кольцо блокады, с тем, чтобы побудить немцев перейти к решительным действиям на западном фронте. Типа если немца хорошо прижать, он сам на рожон полезет. То есть немецкое наступление рассматривалось Гамеленом как очень желанное событие, поскольку считалось, что в обороне немцам изрядно кровь пустят.
Примерно так.
Reply
Reply
И что из того? В сентябре 1939 был прекрасный шанс навязать Гитлеру войну на два фронта. Не воспользовались. Что в лоб, что по лбу, а войну с СССР Гитлер бы начал в любом случае. Программа такая. Lebensraum.
К тому же, без пакта, Германия наверняка полезла бы в Прибалтику (может быть, заключив похожие договоры, а может и нет, как Клайпедский пример показывает) и к началу войны имела бы стратегическое преимущество на ленинградском направлении, т.е. Ленинград был бы блокирован намного раньше.
Единственный плюс, что РА осталась бы на старых укрепленных позициях с развитой инфраструктурой, но в 1941 это не очень помогло.
Reply
Насчёт Прибалтики, тут бабушка надвое сказала. Что конкретно показал Мемель? Что Гитлер потребовал «своё» и торжественно обещал больше не лезть. После аннекси Мемеля немцы заключили с Литвой договор о ненападении, причём Германия заявила, что никаких территориальных и иных претензий к Литве у неё больше нет. В июне 1939 Гитлер, в ответ на инициативу Рузвельта, предложил заключить подобные договоры о ненападении и отказа от взаимных претензий всем скандинавским и прибалтийским странам. Скандинавы отказались, а Латвия и Эстония согласились.
После этого немецкая дипломатия использовала Прибалтику как своего рода витрину «нового порядка» в Европе, так что вряд ли немцы бы без особых оснований «полезли в Прибалтику».
Reply
Reply
Всё-таки никак не понял почему и отчего без пакта СССР бы открылась перспектива быстрой гибели в 1940? Как я показал, без ликвидации западного фронта немцы бы не смогли развернуть против СССР в 1940 более 70 дивизий. С этими силами невозможно расчитывать на быстрое сокрушение СССР.
Reply
(The comment has been removed)
Разбор оправданности решения на заключение пакта в условиях неполноты и недостоверности информации - это намного более сложная задача.
Reply
В принципе, я считаю так же, но столь категоричные утверждения надо как-то обосновывать.
Польша точно также была бы разгромлена, правда бои в ней завершились бы на пару недель позже.
А не могло так случиться, что именно этих недель не хватило Франции, чтобы первой перейти к активным военным действиям?
Reply
По второму вопросу - французы списали Польшу со счетов уже на вторую неделю немецкого наступления. Если вы помните, 9 сентября 9 французских дивизий начали продвижение в предполье линии Зигфрида, но 14 сентября был отдан стоп-приказ в связи с потерей надежд на то, что полякам что-либо может помочь.
Reply
По второму вопросу - возможно немцы были бы более осторожны, если бы не были уверены в наличии невраждебной к ним державы за спиной у поляков. А значит, их успехи к 14 сентября могли быть более скромными.
Reply
По второму вопросу - да, возможно немцы и были бы более осторожны. Hо это было бы крайне для них необычно и нехарактерно. Характерным для немцев было как раз обратное - чем сложнее стоящая перед ними проблема, тем более рискованным путём они старались её решить.
Reply
Reply
Я, вобщем-то, того же мнения.
Reply
К августу 1940 в плюсе будет мобилизация, опыт боевых действий и, вероятно, линия фронта по Висле.
В минусе - экономическая блокада, год боевых действий и потерянный год для мирной перестройки армии.
Что из этого перевешивает - сложный вопрос.
Reply
Leave a comment