Привет всем! Спешу продолжить тему детской литературы, так как меня очень радует, что кто-то ей интересуется! Недавно девочки из инстаграм-журнала
@tres_mamas_notes опубликовали мой пост
о детской скандинавской книге, после чего было принято решение писать время от времени о интересной, развивающей и по-настоящему разнообразной детской литературе!
Сегодня мне хочется рассказать о детской поэзии.
Еще раз напишу пару слов о себе, чтобы вы имели представление, с чего это я вдруг заговорила о детских книжках.
Пару лет назал я закончила Институт Печати с отличным дипломом на тему "Отечественный репертуар детской литературы скандинавских писателей".
Моя мама с детства привила мне интерес к скандинавской детской литературе, которая сильно отличалась от русской и вообще той, которую, скажем, проходили в школе. Первой книгой, которую я прочла сама, в возрасте трех с половиной лет, была "Приключения в лесу Елки-На-Горке" Турбьерна Эгнера, я и сегодня с удовольствием рекомендую ее всем родителям! Последние несколько лет моя мама живет в Норвегии, и мой интерес к детской литературе скандинавских писателей, а также другим видам северного искусства, плавно перерос в тему диплома. Во время учебы в институте, два с половиной года я работала педагогом отдела предшкольного образования Аничкова дворца в Санкт-Петербурге. Мой предмет назывался "Художественное слово", а моей задачей было привить детям желание читать вслух стихи, слушать интересные рассказы и сказки, разыгрывать сценки и обсуждать все, что они узнали на занятиях. Это было очень интересно и увлекательно. Я стала понимать, что нет практически никакой разницы между детской литературой и литературой для детей. Детская книга - это все, что рассказывает нам о том, что происходит в мире, но по-доброму, не слишком сложно и чаще всего с хорошим, положительным и даже поучительным подтекстом. И такая литература нравится нам не меньше, а иногда и даже больше, чем самим детям. Многие современные родители, к сожалению, не имеют никакого представления, что из ассортимента книг, представленного в наших магазинах действительно "подходит" для детей. Я, как педагог, общалась со множеством родителей и учителей, которые читали своим детям и ученикам стихи и прозу, написанную для кого угодно, но только не для детей! Сегодня, зайдя в книжный магазин, или набрав в интернете "стихи для детей", мы увидим тысячи предложений в стиле: "Детские стихи обычно простые, ребенок их быстро запомнит" или "Коллектор стихотворений для детей"... простите, что? КОЛЛЕКТОР?? Детские стихи не должны быть обычными и простыми, они не должны быть глупыми. Они должны нести смысл, рассказывать историю, только там ребенку их будет легко запомнить. Естественно, если вашему ребенку от 3 до 6 лет (именно с такими детками работала я), не обязательно заставлять их заучивать наизусть Роберта Рождественского, как во всем известном
видео. Я не спорю, это мило, вызывает слезы восхищения и прочие эмоции... но ребенок НЕ ПОНИМАЕТ, о чем там идет речь.
Я сама пошла читать стихи в возрасте 7 лет. В студию художественного слова
"Образ" в Санкт-Петербурге, моим педагогом была прекрасная Наталья Степановна Субботина. Лучший педагог в городе, предлагающий возможность детям с самых ранних лет знакомиться с настоящей искренней красивой поэзией. Об этом можно рассказывать долго, я занималась в студии 6 лет, что естественно оставило огромный след в моем развитии. В школе я вела разные праздники, читала вслух стихи и прозу, участвовала во всевозможных конкурсах, выступлениях и КВНах, у меня были потрясающие артистичные, веселые друзья, многие из которых стали актерами, и что особенно важно, мне не составляло особого труда выступление на публике. Даже если я очень нервничала, слова рождались сами собой, складывались в стройные предложения, и уже я сама с удивлением наблюдала, как мой рассказ обретает форму и смысл. Художественное чтение привило мне отличный вкус к литературе. Я с первых двух страниц отличаю хорошую литературу от плохой и никогда не буду тратить время на чтение плохо написанного романа, потому что я отлично понимаю, как быстро копируется человеческим мозгом стилистика языка, как в устной, так и в письменной форме.
Все это я веду к тому, что чтение стихов вместе с детьми, или воспитание в ребенке позитивного отношения к чтению наизусть, воспитывает хороший вкус, креативность, формирует правильную речь и артистизм, делает вашего ребенка еще более разносторонне развитым, улучшает память, а также помогает ему развивать фантазию и пополняет словарный запас. Последнее является особенно важным условием в выборе произведений, которые вы предлагаете ребенку для чтения. Поверьте, "стишки" в стиле:
Хитроглазый мой щенок,
Шерстяные лапки...
Это кто у нас погрыз
Новенькие тапки?
В глазках вижу я ответ:
Нет, не я это, нет, нет!
Тапки сами в рот полезли
И нечаянно разлезлись...
Обдувает шерстку
Теплый ветерок...
Незачем без спроса
Лезть в погребок.
Вот пришло Восьмое марта,
Распирает счастье грудь,
Подарить мне маме надо
В этот праздник что-нибудь.
Я умоюсь ей в подарок,
Ей в подарок причешусь,
Влезу в пару лучших тапок
И духами надушусь!
совершенно никаких положительных изменений в душе и голове вашего ребенка не произведут. Примитивная лексика, зарифмованая кое-как, лишь бы было похоже на стих...
Ребенок должен интересоваться историей, смыслом произведения. Если он не знает каких-то слов или терминов, а скорее вы и сами догадаетесь, каких именно, стоит спросить у него, как он понимает, что произошло, что это были за слова. Вот ведь что создает игру, улучшает память и способность анализировать.
Однажды, когда я еще работала в Аничковом дворце, ко мне подошла руководитель отдела и рассказала, что педагог по рисованию, чей сын занимался в моей группе, с гордостью рассказывала, как ее пятилетний Ваня вышел из трамвая и начал вдруг Хармса на всю улицу читать, вот тут мне было по-настоящему приятно. А если бы он читал: "влезу в пару лучших тапок и духами надушусь", мне бы, честно говоря, немного стыдно стало.
В общем, все что я хотела сказать: не думайте, что наши дети глупее нас. Они все понимают, им только иногда нужно немножко помочь. И выбирайте детскую литературу, а особенно стихи, по принципу - если нравится мне, значит понравится и ребенку. Не стоит искать что-то более "простое", дети все прекрасно понимают, и все простое и примтивное исчезнет из их головок уже через пару дней, а вот то, о чем можно поговорить, расспросить, поиграть (и это уже во многом зависит от нас с вами) - запомнится надолго!
Ну и наконец некоторые рекомендации от меня по части детской поэзии. Честно сказать, я не особенно интересуюсь современной поэзией, так что если вы мне что-то расскажете, и я смогу найти действительно стоящие вещи среди нового - буду только рада. Но пока я придерживаюсь классики:
1. Даниил Хармс - это вообще мой любимый автор. Что касается стихов, конечно нужно быть внимательными, не все подходят для детей, но усилиями талантливых редакторов все-таки созданы сборники, где собраны именно детские произведения Хармса.
2. Агния Барто - ее вы конечно же все знаете. Тут и рекламировать смысла нет
3. Юна Мориц. Многие считают, что не все ее стихи понятны детям, и вообще многое в ее творчестве достаточно авангардно. Но поверьте, именно дети способны воспринимать авангард с особенным восторгом! В разумных количествах, естественно! Мне например, очень нравится старый кукольный мультик по ее произведениям "Мальчик шел, сова летела".
4. Борис Заходер. Чудесные стихи, как его собственные, так и переводы. Винни-пуха я читала ТОЛЬКО в его переводе, что и всем советую
5. Валентин Берестов. Тут нужно осторожно. Дети его стихи любят. Но на мой кртитичный взгляд, далеко не все его произведения хороши.
6. Для более старшего возраста, я бы еще рекомендовала почитать Заболоцкого, но это опять же оставляю на ваше усмотрение.
7. Ну и конечно всем нам известные и не нуждающиеся в описании авторы: Самуил Маршак, Саша Черный, Сергей Михалков и Григорий Остер.
8. Отдельную главу в моем собственном опыте работы и чтения с детьми составляют стихи-упражнения. Это и простая пальчиковая гимнастика и возможность самостоятельно придумывать какие-то движения и выполнять их совместно с прочтением той или иной строки. В этом случае текст запоминается очень быстро и вспоминает потом очень легко, как только ребенок начинает делать первые движения. Тут мне сложно рекомендовать каких-то авторов, все находилось методом проб и ошибок. Главное не забывайте о том, что с какой бы целью не использовались стихи - они не должны быть глупые!
9. Ну и конечно же напоследок хочется отдельно выделить скороговорки! Невозможно переоценить их значение во всем, что касается развития речи. Дети намного быстрее способны выучить скороговорки, чем мы думаем, да и для взрослых, после нескольких дней упражнений, станет ясно, что единственный секрет в том, чтобы начать с медленного темпа. Тут уже не так важно, насколько скороговорки будут содержательны, главное, чтобы было весело! Вот одна из моих любимых:
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Очень уж длинный у меня вышел текст! Искренне надеюсь, что кто хотел найти для себя что-то полезное - нашел, а кто зашел просто так почитать - остался доволен. В следующий раз постараюсь покороче и уже про актуальную прозу!
Желаю удачи и больших успехов в развитии креативности и таланта у ваших детей!