В конце 2011 года в культурную жизнь Москвы ворвалась галерея Veresov. Сегодня она представляет многих известных российских художников. Об основных принципах работы и достижениях галереи рассказывает ее генеральный директор Василий Кузнецов.
В конце 2011 года в культурную жизнь Москвы ворвалась галерея Veresov. Сегодня она представляет многих известных российских художников. Об основных принципах работы и достижениях галереи рассказывает ее генеральный директор Василий Кузнецов
Василий, недавно узнал, что вы отправляли одного из своих художников в Марокко. Для чего?
- Задача галереи, как мы ее видим, заключается в том, чтобы помочь художнику реализоваться, и подбираем для них интересные примеры. Предел таланта не ограничен. Но кто-то готов идти вперед, а кто-то считает, что уже всего достиг, и стоит на месте. Виктору Брагинскому, которого мы отправили в Марокко, 60 лет. Но благодаря своей активности, амбициям, другим потребностям он сумел сдвинуться с точки и вырасти еще больше. Решение по творческой поездке Виктора Брагинского в Марокко, в итоге, вдохновило художника на новую серию работ , которая раскрыла еще одну грань его творчества. С российскими художниками такое редко бывает.
Виктор Брагинский "Продавец специй"
Честно говоря, в первый раз слышу, чтобы галерея оплачивала одному из своих художников каникулы.
- В Москве много галерей, но все они занимаются примерно одним и тем же: спекулятивной деятельностью. Мы же отходим от продажной истории, руководствуясь концепцией Fine Arts Center. Конечно, мы не отказываемся от реализации предметов искусства. Но свою основную задачу видим в предоставлении комплекса сервисных услуг - как для клиента, так и для художника.
Сейчас в России крайне мало арт-дилеров, которые занимаются раскруткой художников. Парадокс: в индустрии арт-рынка ходят миллиарды, но в развитие потенциала людей почти никто не вкладывает. На Западе считается ненормальным, когда художник сам занимается своей раскруткой. А у нас один человек пытается и творить, и продвигать себя, и продавать свои работы. Невозможно в одиночку работать со всей индустрией. Большая редкость, если художник вылезает на своем таланте, упорстве, менеджерских способностях.
Посмотрите на шоу-бизнес: каждый занимается своим делом. Продюсерский центр берет на себя организацию концертов, формирование брэнда, подбор студии звукозаписи. И все работают на одного человека, который в итоге достигает результата, становится звездой. Сейчас некоторые поп-исполнители за концерт получают по 30 000 - 40 000 евро. Но если бы его песни вышел бы петь я, то не получил бы ни копейки. Хотя у меня есть голос. Потому что для этого поп-исполнителя рынок сформирован. Так и художник должен заниматься творчеством, как любой артист, развивать свой потенциал. Но на российском арт-рынке таких условий нет.
В чем причина?
- Рынок построен на спекулятивных схемах: нашел, купил, продал дороже. Кроме того, формирование действительно известного художника - большие деньги, инвестиции на длительный период. Не все располагают необходимыми возможностями.
Для меня галерея - это история не продажи, а формирования, создания имиджа или брэнда автора. Как продюсерский центр. Нет такого: сейчас сделаем выставку, подпишем к каждой работе ценник и продадим. Мы не хотим быть супермаркетом.
Валерий Архипов "Сухие грибы"
И как Veresov работает с художниками?
- Для начала создаем программу его продвижения на несколько лет вперед. Формируем цикл работ, работаем с искусствоведами, выбираем площадки для выставок - в их число входит не только галерея Veresov, но государственные музеи. На определенном этапе начинаем проводить зарубежные выставки. Ведем издательскую деятельность, в частности, выпускаем каталоги, обеспечиваем участие работ художника в аукционах - это необходимо для формирования рынка того или иного автора.
В мире искусства аукционы - единственная площадка, на которой формируется цена. И если работы художника не участвуют в аукционной деятельности, то сложно понять, зачем вообще нужна галерея. Самые крупные сделки происходят на аукционных площадках. За три года можно выйти на нормальные продажи.
Насколько я понял, вы не хотите жить с оборота, как это делает большинство московских галерей. Но и художники - не поп-исполнители, а выставки - не концерты, которые собирают тысячные залы. На чем вы зарабатываете?
- А вы знаете, что сервисные услуги для швейцарских часов порой стоит дороже техобслуживания «Мерседеса»?
Поясните.
- Разумеется, мы тоже продаем работы художников. Но как делают все: завлекают клиентов обещаниями, что у них «Лучшие художники и лучшие цены, покупайте у нас». И вот здесь наши пути расходятся.
Мы зарабатываем, в первую очередь, на сервисных услугах. Есть здание на Белорусской, в котором находится галерея Veresov. В центре города, в одном месте клиент может получить все необходимые услуги: показать коллекцию на нашей площадке, заказать климатические ящики, упаковать, перевезти за границу, напечатать каталог, застраховать. И все это без самостоятельного привлечения подрядчиков и субподрядчиков. Не надо носиться по всей Москве, тратить драгоценное время.
Представьте: человек купил картину. Принес ее домой, поставил коробку. Но нет то времени, то сил, то желания повесить ее на стену. Постоянно откладывает: может, на выходных возьму дрель. И все это затягивается на год - в лучшем случае. Мы же делаем покупку искусства комфортным.
Я не говорю сейчас о супер-искусстве, которое стоит миллионы. Нашими клиентами мы видим, в первую очередь, просто обеспеченных людей. Хотя, крупнейшие коллекционеры и государственные музеи также пользуются всеми нашими услугами. Причем у него работы стоят миллионы.
Кроме того, в России принято считать, что достаточно купить картину и повесить ее дома. Но вы же покупаете автомобиль и пользуетесь автосервисом. «Мерседес», в принципе, и без обслуживания ездить, но какие у этого всего будут последствия? Так и с коллекцией надо постоянно работать: делать выставки, выпускать каталоги, формировать интерес со стороны искусствоведов. Этим всем мы также занимаемся.
Борис Месерер "Портрет Беллы Ахмадулиной в красном"
Как возникла идея создания такой галереи?
- Я был знаком с Николаем Вересовым по работе в антикварных галереях, в которые он периодически захаживал. Однажды за обедом вдруг прозвучала мысль: «Давай сделаем галерею». Увлеклись этой идеей. Пришли к общему мнению, что в России действительно не хватает обслуживания и сервиса в области арт-рынка. У меня есть необходимый опыт, Николай Вересов обладает финансовым ресурсом.
Потом были стройка, свет, оснащение по последнему слову техники. Меньше чем за полгода сделали ремонт. Кстати, архитектор советовался с Борисом Месерером. Открытие состоялось в декабре 2011 года с выставки акварелей Месерера «Портреты Беллы Ахмадуллиной» - прошел год со дня ее смерти и таким образом решили почтить память. Кроме портретов поэтессы показывали пейзажи Тарусы. На открытии была вся Российская академия художеств во главе с Церетели. И приехали художники, с которыми мы собирались выстраивать в перспективе отношения, посмотреть, что это за новая площадка.
Вторым автором стал Владимир Серебровский, который работает главным художником МХАТ в 1991 года. Нас познакомил художник-реставратор Сергей Богословский. Приехали в мастерскую, посмотрели живопись. Серебровский долго не соглашался, процесс переговоров оказался очень трудоемким - зато сейчас доволен.
В том же 2012 году галерея стала сотрудничать с крупнейшими государственными музеями, делать с ними совместные проекты. Кстати, выставка с Серебровским, которую мы делали для себя, в итоге решили провести летом в Театральной галерее на Малой Ордынке. Крупный проект «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве», который привлек порядка 60 000 человек, организовали в Третьяковской галерее. Выставка проходила в декабре 2012 - марте 2013 годов. Застроили порядка 2000 кв. метров.
Можно будет увидеть новых авторов в галерее Veresov в ближайшее время?
- Начинаем работать с династией Осиповых-Федоровых, которая насчитывает больше 100 лет. Еще в 1903 году Александр Осипов, сын крестьянина Кашинского уезда Тверской губернии, поступил учеником в иконописную мастерскую. Его внучка Мария Федорова известна как художник по костюмам. Редкость, когда ты попадаешь в семью, где все, включая дедушек, бабушек, мам, отца и 30-летнего сына - все художники. И все поколения занимаются живописью, причем не как хобби, а посвящают этому жизнь. Редко встречается.
Почему Veresov не занимается молодыми художниками? Валерию Архипову, самому «юному» автору, которого вы представляете, больше 50 лет.
- Мы не можем предугадать потенциал. Можно взять сырого художника, пытаться из него что-то сделать. Но получится ли? Риски гораздо выше, чем с уже сформировавшимися авторами. Сколько работ позднего Ренуара, которые намного лучше работ Ренуара молодого. Опыт, мастерство, восприятие мира формируются, в лучшем случае, к 40 годам. Такое формирование - процесс долгий и совершенно непредсказуемый. Искусство - это не спорт, и не шоу-бизнес. И в 60, и в 70 лет художник может делать очень хорошие работы.
Валерий Архипов "В метро"
И кто из художников Veresov может стать новым Ренуаром?
- В искусстве нельзя кого-то с кем-то сравнивать. Можно говорить, кто достигнет нынешнего уровня цен Ренуара. Вопрос, доживем ли мы до этого момента. Сегодня Ренуар стоит миллионы долларов. В начале века - не стоил ничего. Но был Воллар, который занимался раскруткой импрессионистов, - продюсер, который крутился, организовывал выставки. Это искусство не принималось публикой, импрессионистов считали отверженными. А Воллар верил. Наверно, у него было сумасшедшее чутье. И он верил, что импрессионизм будет стоить дороже всего, что создавалось до того. Но сколько времени прошло, прежде чем импрессионисты стали стоить таких денег? Сегодня, конечно, это время можно разделить на пять - жизнь сильно ускорилась.
Завтра работы художников галереи Veresov не будут стоить $100 млн. Через 50-100 лет - вполне могут достичь таких показателей. Но и Ренуар, думаю, уже будет оцениваться под миллиард.
Интервью: Андрей Булатов
Василий Кузнецов, генеральный директор галереи Veresov
Родился в 11 апреля 1988 года в Москве
В 5 лет пошел в музыкальную школу по классу фортепиано, с 6 лет выступал, давал концерты. В 9-летнем возрасте начались зарубежные гастроли по Америке и Европе.
Закончил Мерзляковское училище и Российскую академию музыки им. Гнесиных.
В 2000 году был признан лучшим пианистом Европы.
В конце 2011 года вместе с бизнесменом и меценатом Николаем Вересовым открыл собственную галерею.
Развивает молодых художников - студентов ВГИКа, поддерживает классических современных художников.
Галерея Veresov
Открыта в 2011 году. Основной владелец - меценат и бизнесмен Николай Вересов. Партнер и генеральный директор галереи - Василий Кузнецов.
Входит в десятку ведущих галерей Москвы. Галерея осуществляет аукционы, демонстрацию антикварных коллекций, произведений современного и классического искусства, издание каталогов. Проходят совместные проекты с Третьяковской галерей, Бахрушинским музеем, Императорским фарфоровым заводом.
Основное направление - художники классического современного искусства: Борис Мессерер, Владимир Серебровский, Наталья Нестерова, Люся Воронова, Дмитрий Тугаринов, Татьяна Назаренко. Их работы находятся во многих музеях России и мира, в том числе в Третьяковке.
Выставочное пространство - около 200 метров в историческом центре Москвы. На сегодня галерея Veresov является одной из немногих московских галерей с собственным пространством.
Сайт галереи