"Самое дорогое в дизайне - это воздух"

Dec 08, 2014 18:41



В Москве любой человек закончивший 2-х месячные курсы декорирования может назвать себя дизайнером интерьера.

Интернет наводнили бесконечные блоги о дизайне, интерьерах и архитектуре. Складывается ощущение, что сейчас каждый второй дизайнер. Однако, на практике оказывается, что получается не все так красиво, как на картинке. О том, что такое на самом деле дизайн, что сейчас в моде и на какие имена стоит брать внимание, мы поговорили с профессиональным дизайнером Ириной Фефеловой.



- Ирина, в прошлом месяце в Москве прошли крупнейшие выставки в области дизайна. Скажите , пожалуйста, что на ваш взгляд интересного там было представлено?

Да, Октябрь был насыщен событиями в мире дизайна. Посетив выставку «iSaloni», могу отметить, что дизайнеры все больше стремятся к экостилю. Видимо, забота о человеке, его здоровье и комфорте стало приоритетным для многих дизайнеров. Интересные новинки были представлены «ROBERTO CAVALLI» - коллекция «Шарпей» привлекает к себе внимание своими тканями - нежнейшая замша играючи складывается в складки, а крупные бронзовые бусины привлекают к себе внимание. Мне понравилось, что «CAVALLI» решили немного уйти от своего знаменитого принта, добавив что-то новенькое. Я считаю, что это было удачным решением. Нельзя не отметить и роскошную люстру из их коллекции. Она привлекала внимание каждого посетителя выставки. Кстати, эта красавица весит не много, не мало - больше 70 кг!
Хочу отметить еще одну мебельную композицию от «FENDI». Васильковые пуфы привлекали к себе внимание. Мебель в мягких уютных оттенках приятна на ощупь, отличного качества, именно эта композиция вызвала огромное возмущение, так как ее владельцы запрещали ее фотографировать и тщательно охраняли! Но ведь для нас нет ничего не возможного! Помимо этого, отметить особо больше нечего. К сожалению, одни повторяющиеся формы. На выставке «MoscowDesignWeek» были представлены работы молодых дизайнеров, однако здесь тоже явно не хватало оригинальных идей.

На выставке «Красивые дома» мы видели все необходимое для создания современного дома - комфортного, функционального и в тоже время красивого и уютного: много дерева и камня, печки, камины и другие материалы. В целом, все это выглядело скромно и не производило особого впечатления. Интересно, что примерно 60-70% из участников выставки были различные дизайнеры, проектные мастерские и студии дизайна. Сложилось впечатление, что они ощущают нехватку заказов. Ведь загруженный дизайнер не может позволить себе столько времени выделить на выставки. Очень надеюсь, что следующий год порадует нас более интересными выставками!

Скажите, пожалуйста, какой стиль в дизайне интерьера наиболее популярен в России?

Как такого актуального или «самого модного» стиля в России сейчас нет. Нет того дворцового, «барского» стиля и размаха, нет уже и барокко, свойственного 90-м, нет минимализма, как повальное увлечение недавних лет. Но и нового не появилось. На мой взгляд, вряд ли в ближайшее время в интерьере появится новый стиль, так как стиль - это не только отражение жизни, но и новая веха в развитии человечества. Готовы ли мы сейчас к такому переходу и глобальным изменениям? Однозначного ответа нет. НО! Во все времена, особенно в России, классический стиль в интерьере всегда был в спросе, точнее легкая светлая классика и ее проявления. Люди все больше стремятся к экологичности, наконец мы задумались о натуральных материалах в полном смысле этого слова: натуральные деревянные полы, сохраняющие тепло дома и энергию человека, натуральные шелка на окнах, струящиеся и переливающиеся бликами Солнца, чистота воздуха и чистота планировок - все это говорит о стремлении человека к гармонии. Можно ли считать это прогрессом? Однозначно. И это меня радует)

- У вас за плечами более десятилетний опыт работы дизайнером в Екатеринбурге, Сочи, Челябинске. Теперь ваша студия работает в Москве. Скажите, насколько существенна разница работы в Мегаполисе? Существуют ли негласные правила работы дизайнеров в Москве? И прошла ли мода на «дорого и богато»?

- Разница есть, и она очевидна невооруженным взглядом. В таких городах, как Екатеринбург и Челябинск, человек не может назвать себя дизайнером просто так. Это профильное образование и часто не одно. Эти города меньше Москвы, и здесь дизайнеры знают друг друга, если не в лицо, то уж по фамилиям точно. Жесткая конкуренция быстро вытесняет неуча из местного рынка. Все просто - выживает наиболее талантливый профессионал, своего рода правила естественного отбора.

Что касается Москвы, то здесь любой человек, закончивший 2-х месячные курсы декорирования, может назвать себя дизайнером интерьера. И это удручает. В дизайне интерьера помимо умения грамотно декорировать пространство, не менее важно владеть архитектурными знаниями для создания грамотных планировок, знаниями и технологиями производства отделочных работ, чтобы указывать строителям какие стены им возводить и как. Дизайнер, по сути, в своей работе решает и будущее своего Заказчика. Надо знать основы психологии, чтобы грамотно спроектировать дом, чтобы всем жильцам было комфортно в нем жить как минимум ближайшие 5-7 лет. Поэтому псевдо «профессионалам», дизайнерам-«скороспелкам» с дипломом об окончании краткого курса на руках, я бы не доверила строительство дома. Мое мнение по этому поводу - истинный профессионал в области дизайна тот, кто знает и стройку.

Другое дело, когда речь заходит о комплектации дизайн-проектов. Бесспорно, максимальные возможности в оформлении интерьера - только в Москве, так как ни один город России не славится таким выбором и обилием предложений.
По мне - жесткой конкуренции в дизайне в Москве нет. Если ты качественно, с душой и любовью и, что немаловажно - в срок выполняешь свою работу, то слава и репутация сама за тобой идет. На каждого дизайнера свой клиент. Человек не пойдет и не будет работать с дизайнером, который не близок ему в понимании жизни. Если эти люди говорят на разных языках, то грамотного дизайн-проекта в этом союзе не получится. У каждого своя ниша, свой сегмент, поэтому говорить о конкуренции или вражеских коалициях дизайнеров я не могу.

И все-таки в каком городе Вам больше всего нравится работать? Где работа идет легко?

- Для меня нет существенной разницы в каком городе мира работать. У меня четкий график, который расписывается на месяц вперед, организация доставок и поставок происходит по телефону, максимальное количество вопросов я стараюсь решать мгновенно по мере их поступления. И это не зависит от динамики города, это зависит от самого человека, от его динамики, стремления расти и развиваться. Я могу и в Екатеринбурге организовать доставки и показы мебели, света и любых предметов интерьера, даже не выйдя за пределы офиса в Москве (для этого есть телефон, интернет-связь). Единственное отличие Москвы от городов Урала - это скорость решения вопроса в единицу времени. В Челябинске вопрос может решаться неделю, например, отдавая планировочное решение на согласование заказчику, я могу получить его через неделю, в Екатеринбурге это может затратить день-два, в Москве, как правило, такие вопросы решаются в течении часа во время встречи. И мне это нравится. Скорость жизни, ценность каждой минуты здесь намного выше, чем в других городах России.

- Какой дизайн, сейчас наиболее подходит под формат «соотношение: цена - качества»?

- Экспресс-дизайн с авторским надзором. Заказчик хочет увидеть некую картинку будущего интерьера, убедиться, что дизайнер понял его идею, настроение и задачи. Это позволяет Заказчику спокойно заниматься своими делами и не тревожить дизайнера по пустякам.
Еще 2-3 года назад мир наслаждался красивыми фотореалистичными 3d-визуализациями, сейчас этим никого не удивишь, сегодня есть 3d-принтеры, которые не только быстро, но и в объеме покажут вам эту картинку. Сейчас все более важен результат и все менее важен промежуточный процесс, именно поэтому экспресс-дизайн, как показатель образа будущего интерьера (недорогая услуга, кстати) и грамотный профессиональный надзор за воплощением проекта. Сейчас заказчик не готов ездить на стройку и контролировать процесс работ и проверять технологии. Сейчас Заказчик готов заплатить деньги грамотному дизайнеру со знанием стройки.

- Какой из интересных дизайнов интерьеров вы видели при минимальных расходах?

- Самый лучший дизайн за минимальные деньги - это голые полы и голые стены, когда из дома вынесли весь хлам и оставили чистый воздух:) И в этой шутке есть большая доля правды. Самое дорогое в дизайне - это воздух. Гостиные и каминные залы в больших богатых домах - в них много воздуха и свободного пространства. И это всегда ценится.



Какие ваши любимые профессиональные сайты по дизайну?

- Их много, например, в работе для вдохновения я часто посещаю сайт www.houzz.com, по цветам и колористике нравятся сайты www.color.romanuke.com и www.sigils.ru. По символам много интересного можно посмотреть на сайте www.curated.ru

- Ваши любимые блогеры? (Или профили в Инстаграм)?

- Если говорить о стиле и жизни, мне нравится Эвелина Хромченко. Всегда умно и по делу. Люблю как она устраивает "разбор полетов", не обижая человека, но мягко указывая на недостатки. И ведь она говорит не только о стиле в одежде и моде, она говорит о красоте и об образе жизни в целом.

- Кто ваши любимые дизайнеры??

- Kelly Hoppen. Люблю ее за выдержанный спокойный стиль интерьеров. В ее домах можно жить, они созданы не для портфолио, а для человека. Это некая «экологичность» не стиля, а самой работы. Мне очень близко это. Я сама создаю проекты только для человека. Я не смогу создать проект для того, кого не понимаю, для того, с кем мы не можем найти общий язык. Нет, вернее я смогу, но не стану этого делать. В этом проекте не будет Жизни и частички моей Души. Я не создаю то, что выполнено только для галочки. Это мое профессиональное кредо.
Еще очень люблю проекты архитектора Zaha Hadid. Ее полет мысли и экологичное направление в работе впечатляет! Разработать здание, которое из огромного сооружения может превратиться в несколько комплексов, красивых и функциональных, не потеряв при этом своей красоты - это поистине вдохновляет.
Помимо этого, очень нравятся работы промышленного дизайнера Ross Lovegrove. Мне нравится, как он в каждом своем проекте показывает, на сколько человек нуждается в окружении природы, как снаружи в архитектуре, так и внутри интерьера (экостиль). Только природа позволяет нам жить и только природа может помочь нам выжить. Вроде бы всех «любимчиков» перечислила)



- Каждую неделю вы читаете лекции молодым дизайнерам и выступаете с мастер-классами. Что сейчас больше всего интересует молодых? Какие темы и какие новые имена дизайнеров, вы недавно открыли для себя?

- В моих последних выступлениях было очень много вопросов о влиянии дизайнера на заказчика. Дизайнер хочет навязать свое мнение Заказчику и спрашивает у меня совета, как это грамотно сделать. А я не знаю как это сделать! Я не навязываю свое мнение Заказчику. Никогда! Я могу предложить разные варианты оформления, наполнения, техничности, но навязывать свое видение - уж извольте. Я ж не проживу его жизнь, это дом для него, зачем ему жить моими правилами? Каждый человек волен жить так как он хочет. Я считаю, что дизайнер не имеет права ничего навязывать своему Клиенту. В нашей среде, как и в любом другом бизнесе, существует золотое правило - «Клиент всегда прав».

Помимо этого, заметила, что почти всех молодых дизайнеров интересует работа в премиум-сегменте. Вероятно, их привлекает финансовая составляющая, но они не понимают, что невозможно со студенческой скамьи (если она была) сразу создать дом для состоятельного человека. Студент не знает, если он не живет в семье с достатком, принципов жизни человека. Ну как молодая девушка, у которой в шкафу одна юбочка и одна блузочка может продумать (а ведь люди богатые очень занятые, они не объясняют тонкостей, они лишь могут сказать: "сделай хорошо", а что такое "хорошо" разве может понять эта девочка сколько костюмов должно висеть в гардеробной у бизнесмена? Разве она может рассчитать ширину шкафа и его длину, зная точно какой объем нужен для твидового пиджака или шелкового. Да, она сможет, возможно, но сколько времени на это уйдет? Помимо этого, нужно подумать и о юридической стороне работы. Подготовлен ли у нее договор работы с такими заказчиками? По своему опыту скажу, это другие договора, совсем другие.

Другое дело - стройка. Не каждый строитель с многолетним стажем сможет построить с нуля «дом мечты» для Заказчика премиум-сегмента. Что тут говорить о молодом дизайнере. Стройка - далеко нелегкое занятие для дизайнеров, и только избранные знают строительные технологии и последовательности работ.

К тому же, заказчик VIP-уровня не заказывает просто дизайн-проект, он заказывает дом «под ключ», он даже не хочет думать о салфетках на столе, не говоря уже о функционале техники или скорости подъема ворот в гараж. Дом должен быть полностью готов к проживанию, он должен быть функционален, создан по последнему слову техники и быть красивым. Красивым в понимании заказчика, а не дизайнера.

Вот такие вопросы удручают. Поэтому меня огорчает, что среди молодых дизайнеров началась гонка за деньгами, когда материальная сторона преобладает над творчеством.

- Какой стиль дизайна будет актуален в 2015 году? Ваш прогноз?

- Однозначно экостиль - это общая тенденция в мире дизайна. И в своих проектах я стараюсь использовать все больше натуральных материалов, предлагаю их клиентам и несу информацию о важности экодизайна в своих лекциях и мастер-классах.

Фотограф: Артем Павлов

d_интервью, интерьер, интервью, дизайн, s_главная, Лента, герой, Ирина Фефелова

Previous post Next post
Up