Серые кардиналы мирового искусства были во все времена: от эпохи Возрождения до волны панка в прошлом столетии. Мы написали о тех, кто внёс гигантский вклад в историю мирового культурного наследия
Серые кардиналы мирового искусства были во все времена: от эпохи Возрождения до волны панка в прошлом столетии. Мы написали о тех, кто внёс гигантский вклад в историю мирового культурного наследия.
Лоренцо Медичи Великолепный
(1449-1492)
Лоренцо относился к олигархическому роду Медичи, чьи представители c XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Сам Лоренцо стал главой республики в двадцать лет после смерти отца Пьеро Медичи в 1469 году. Лоренцо посчастливилось править Флоренцией в эпоху Возрождения.
Фактически, Возрождение многим обязано самому Медичи - он тратил крупные суммы из семейного состояния и общественной казны на искусство. При том расцвете искусства, которого достигла Флоренция при Медичи Великолепном, коммерческая деятельность у него совсем не клеилась: для финансирования фестивалей, пиров и народных увеселений он придумывал новые налоги и принудительные государственные займы, что мало кому нравилось. Но Лоренцо удавалось на протяжении своего правления поддерживать хрупкий мир между различными итальянскими государствами, который рухнул после его смерти.
Лоренцо Великолепный относился к деньгам крайне спокойно, он сам понимал, что не ему суждено приумножить семейное состояние. Он считал себя скорее расточителем богатства:
«Возможно, некоторые подумают, что более заманчиво держать хотя бы часть его (богатства) в своем кошельке, но я предпочитаю потратить его к вящей пользе общества,
и потому я вполне удовлетворен»
И действительно, финансовые неудачи Лоренцо меркнут по сравнению с его достижениями в искусстве: при нём появилась первая публичная библиотека в Европе, доступная всем. Он нанимал специальных агентов в Европе и на Востоке, которые разыскивали редкие древние манускрипты. Один из таких специалистов привез ему 200 греческих трудов, восемьдесят из которых до этого вообще не были известны в Европе.
Многоуровневая библиотека была пристройкой к флорентийскому церкви Сан-Лоренцо,
также построенной Медичи. Купол в стиле барокко был пристроен позже
Лоренцо заказывал множество работ художникам и скульпторам, которые составляют почти полный каталог творцов Возрождения: Боттичелли был на пять лет старше Медичи и жил с ним в одном доме в детстве, а потом работал на Лоренцо.
Картина Ботичелли «Весна» была выполнена для Лоренцо Медичи
Правитель Флоренции предоставил жилье пятнадцатилетнему Микеланджело и дал ему ежемесячное содержание. Леонардо да Винчи выполнял инженерные заказы для Медичи в саду на площади св. Марка, писал картину для св. Бернарда во дворце Флорентийской Синьории. Позже Леонардо, благодаря Лоренцо Медичи, получил место при миланском дворе. При Лоренцио Великолепном во Флоренции также работали Вероккио, Гирландайо, Филиппинно Липпи и другие творцы Возрождения.
Лоренцо заказывал у них работы не только для себя, но и помогал творцам получать заказы от других покровителей искусства. Кроме того, Лоренцо использовал флорентийское искусство для своих дипломатических целей. Например, он отправил Гирландайо, Боттичелли, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим, чтобы расписать Сикстинскую капеллу. Этот поступок считают закреплением союза между Лоренцо Медичи и Римским Папой Сикстом IV.
«Призвание апостолов Петра и Матфея», Доменико Гирландайо, Сикстинская капелла
1481-82
В 1471 году Лоренцо подсчитал, что с 1434 года, то есть за 37 лет, его семья потратила около 663 тысяч флоринов (примерно 460 миллионов современных долларов) на благотворительность, строительство зданий и уплату различных налогов.
Людовико Мария Сфорца
по прозвищу иль Моро
(1452-1508)
Людовико Мария Сфорца или как его называли Людовик иль Моро, герцог Милана, стал самым влиятельным государственным деятелем Италии после смерти Лоренцо Великолепного. При правлении Сфорца в 1480-1499 годах Милан инвестировал значительные суммы в развитие своих территорий. Именно к нему Лоренцо направил Леонардо да Винчи в качестве архитектора и инженера. Леонардо предложил Людовико проекты легких и прочных мостов, пушек и вооружённых повозок. При дворе Сфорца работали такие просветители как Лука Пачоли, Филельфо, Калькондила и Фацио.
Прототип машины Леонардо да Винчи был сделан
по рисункам художника для выставки в Москве
При дворе иль Моро Леонардо проектирует конную статую Франческо Сфорца, расписывает залы дворца, сооружает купальный павильон для миланской герцогини в его парке, создает и демонстрирует модель колосса, работает над «Тайной вечерей», и пишет портреты фавориток иль Моро (Чечилия Галлерани - «Дама с горностаем», Лукреция Кривелли - предполагаемая модель портрета «Прекрасная Ферроньера»).
«Дама с горностаем», Леонардо да Винчи
1489-1490
«Прекрасная Ферроньера», Леонардо да Винчи
1490-1496
Леонардо также создает портреты Людовико иль Моро, Беатриче д'Эсте и их детей в монастыре delle Grazie, на фреске Монторфано. За все труды герцог Милана щедро вознаградил художника: 26 апреля 1499 г. Людовико иль Моро дарит Леонардо виноградник, который герцог купил у монастыря Св. Виктора.
Гертруда Стайн
(1874-1946)
Гертруда Стайн сама была писательницей, но свой след в модернистской литературе она оставила прежде всего как организатор своего салона - литературного кружка в Париже. Именно этот кружок стал одним из главных героев «Полночи в Париже» Вуди Аллена.
Гертруда родилась в богатой еврейской семье в Штатах, в детстве жила в Вене, Париже, потом в Калифорнии. Она слушала лекции по психологии Уильяма Джемса в Кембридже, изучала медицину в Балтиморском Университете Джона Хопкинса. Не закончив обучение, в 1902 году Стайн переехала к своему брату в Париж в 27-ой дом на улице Флёрюс.
В 1905 году на Осеннем салоне в Париже
Гертруда и ее брат Лео покупают за 150 франков
«Женщину в шляпе» Анри Матисса
В 1905 году Стайны покупают у Клови Саго
«Девочку с цветочной корзинкой» и еще несколько картин Пабло Пикассо
Квартира в этом доме вскоре станет центром художественной и литературной жизни Парижа до Первой мировой войны: по субботам тут будут собираться Пабло Пикассо, Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Синклер Льюис, Джеймс Джойс, Эзра Паунд, Торнтон Уайлдер, Шервуд Андерсон и Анри Матисс.
«Портрет Гертруды Стайн», Пабло Пикассо
1906 г.
День встречи, в субботу, будет назначен Алисой Токлас, возлюбленной Гертруды. Все остальное время Гертруда, не отвлекаясь на внезапных гостей, работала над своими книгами. Про свою возлюбленную Алису Стайн она позже напишет программное сочинение модернизма - «Автобиографию Алисы Б. Токлас» о приключениях главной героини, которая недавно приехала в Париж. Эта работа принесет Стайн популярность у широкого круга читателей.
Для всех посетителей своего салона Гертруда была наставником, первым читателем и критиком работ, а зачастую еще и спонсором. Американские писатели-эмигранты, собиравшиеся у Гертруды в салоне, были для нее «потерянным поколением». Этот термин Хемингуэй сделал эпиграфом к своему роману «И восходит солнце».
Первое издание романа «И восходит солнце».
На самой правой части обложки указано, что эпиграф книги - слова Стайн
Он стал лейтмотивом произведений Ремарка, Барбюса, Олдингтона, Эзры Паунд, Фицджеральда, Томаса Вулфа, Джона О'Хары и других. Благодаря им термин стал обозначать группу писателей, собственно их самих, произведения которых были пронизаны разочарованием в современности, утратой прежних идеалов и пессимизмом. Стайн коллекционировала новейшее искусство и была его покровителем, в первую очередь кубизма: собирала работы Пикассо, Брака, Шагала, Модильяни, Гриса, Паскина и поддерживала художников Парижской школы.
Алексей Бродович
(1898-1971)
Алексей Бродович и его история успеха - та самая «американская мечта», вышедшая в России. Сын успешного питерского врача, в 16 лет он сбежал на фронт, откуда его вернули домой, чтобы отправить в военное училище. Закончив учебу, Бродович вступил в кавалерию, воевал против большевиков под Одессой, был тяжело ранен. А после поражения белых эмигрировал во Францию, где и началась его продюсерская карьера.
Там Бродович зарабатывал на жизнь, чем мог: рисовал декорации для сезонов Дягилева, увлекся фотографией. Его первая серия фото-работ «Русских балетов» сегодня является классикой абстрактной фотографии. Бродович восхищался умением Дягилева находить что-то новое и необычное, он дословно перенял у него фразу «Удивите меня!» («Astonish me!»), которую позже американцы считали фирменным выражением Алексея.
В 1930 году Бродович переезжает в Штаты для организации отделения рекламного дизайна в Пенсильванской школе промышленного дизайна. Так началась его педагогическая карьера. Он быстро понял, насколько важно правильно воспитывать будущие таланты. Так непрофессионал создал первую в Америке профессиональную школу дизайна. Через его школу прошли крупнейшие американские фотографы и дизайнеры: Ричард Аведон, Ирвинг Пенн, Хиро, Марвин Израэль, Бен Дэвидсон. Самые талантливые после работали с Бродовичем. Сам Алексей предпочитал оставаться в тени, отказывался от почетного звания учителя и именовал себя «открывалкой», имея в виду, что всего-навсего откупоривает воображение ученика, словно бутылку с кока-колой. С коллегами и студентами раздражительный Бродович общался набором «кодовых» слов: он толком не знал английского языка.
Фотография Одри Хепберн,
сделанная Ричардом Авендоном
Именно Бродович ввел разделение обязанностей внутри редакции журналов: появился арт-директор, отвечающий за визуальную составляющую издания. Он стал первым арт-директором журнала “Harper’s Bazaar”, заменил все иллюстрации фотографиями, которые сам тщательно отбирал. Он начал печатать в женском глянце работы сюрреалистов Сальвадора Дали, Жоана Миро, Жана Кокто, чем сводил современников с ума - каждый шаг совершался наперекор моде.
Вот несколько обложек Бродовича разных лет для журнала “Harper’s Bazaar”:
Так Бродович помог журналу “Harper’s Bazaar” создать собственный стиль, который всегда сильнее изменчивой моды. После его смерти по всему миру прошли выставки, посвященные его памяти, а в нью-йоркском Art Directors Club его имя было выбито на стене в Зале Славы.
Чарльз Саатчи
(родился в 1934 году)
Чарльз Саатчи родился в семье иракских евреев в Багдаде. Когда ему было четыре года, семья переехала в Лондон. Вместе со своим братом Морисом он создал рекламное агентство «Саатчи и Саатчи», которое до 1995 года было самым крупным в мире. Одна из самых удачных кампаний агентства - избирательная кампании Консервативной партии под руководством Маргарет Тэтчер. В 1995 году братья покинули свою компанию, увели за собой значительную часть клиентов и основали новое агентство “M&C Saatchi”.
Первую картину Саатчи купил в Париже в 1973 году: это была реалистическая работа британского художника Дэвида Хэфера. Со временем его вкусы менялись: сначала он предпочитал «Лондонскую школу», потом - американское абстрактное искусство и минимализм и наконец - Молодые британские художники. Его популярность в качестве покровителя искусства достигла своего пика в 1997 году: часть личной коллекции Саатчи была представлена на выставке Sensation, впервые показанной в Королевской академии в Лондоне, позже в Берлине и Нью-Йорке. Выставка получила скандальную известность и способствовала консолидации позиции Молодых британских художников.
Выставленная в 1997 году работа Маркуса Харви шокировала британцев: на ней изображена Майра Харви,
которая совершила серию жестоких убийств детей в 1963-1965 годах вместе со своим сообщником
Иэном Брэйди. Портрет «Харви» - увеличенная копия фотографии полиции,
сделанная из отпечатков детских рук белого, серого и черных цветов
Выставочная деятельность Саатчи в его галерее The Saatchi Gallery носит и политический характер. Так в 2001 году состоялась выставка “New Labour”, которая помимо новых работ ознаменовала новый политический курс Лейбористской партии под руководством Тони Блэра. Через два года Галерея Саатчи переехала в бывшее здание Лондонского горсовета.
В этом здании была впервые выставлена работа Дэмиена Хёрста «Гимн»: огромная скульптура разделанного человеческого тела, скопированная из пособия по детской анатомии.
В 2008 году Saatchi Gallery переехала в историческое здание - штаб-квартиру герцога Йоркского
площадью 75 тысяч квадратных метров
В мае 2004 года Саатчи потерял, по некоторым оценкам, 50 миллионов фунтов стерлингов из-за того, что пожар уничтожил значительную часть произведений искусства, принадлежавших Саатчи. Его галерея - самая популярная в Лондоне: в 2012 году четыре выставки галереи попали в десятку самых посещаемых выставок столицы Великобритании. Саатчи регулярно проводит выставки неизвестных художников, которые, по его мнению, вскоре станут новыми арт-звездами.