"Трудно быть Богом": Кармалита и Герман-младший о великом режиссёре

Feb 27, 2014 00:05



Fastcult поговорил с вдовой Германа Светланой Кармалитой и сыном режиссёра Алексеем Германом-младшим о их работе над завершением фильма и о том, что такое "Трудно быть богом" для российской культуры.

В прокат вышел долгожданный фильм Алексея Германа "Трудно быть богом". Fastcult поговорил с вдовой Германа Светланой Кармалитой и сыном режиссёра Алексеем Германом-младшим о их работе над завершением фильма и о том, что такое "Трудно быть богом" для российской культуры.



Об актуальности момента

С «Трудно быть богом» очень странная ситуация. И когда мы смотрели первые отснятые материалы, и когда был черновой монтаж, и когда, позже, второй. И уже даже когда всё было закончено, все вокруг говорили одно и то же - что этот фильм очень сильно резонирует с происходящим в стране и в мире. Что выпустить фильм именно сейчас - самое правильное решение. Сейчас наступил период антикультурной реакции. Наверное, именно этого времени картина сама и ждала.

Светлана Кармалита

Об изменении названия

Перед смертью Герман решил, что фильм должен называться «Трудно быть богом». Как данность попросил. Хотя, действительно, долгое время картина называлась «Историей арканарской резни». Что касается авторов первоисточника, Стругацких, они соглашались на оба названия, поскольку понимали, что кино будет самостоятельным произведением искусства. Не просто экранизация, а отдельное мощное художественное произведение.

Алексей Герман-младший



О живописи Босха

Герман очень удивился, когда ему сказали, что «Хрусталёв, машину!» выполнен в духе живописи Босха. Он об этом вообще не думал на съёмках. Точно также Герман, наверное, удивился бы, если бы Босха при нём упомянули в отношении «Трудно быть Богом». А про Босха в отношении последнего фильма сказали вообще все. При этом, мы с ним не очень часто в нашей совместной жизни пересматривали живописные полотна, по музеям тоже редко ходили. Просто совпали два пути, два мировоззрения. Алёша не следовал по пути Босха, у него свой самостоятельный путь отображения действительности.

Светлана Кармалита

О съемочной группе, неожиданно появившейся в кадре

Это кино невероятное сложное. Оно и снято сложно, и сама работа над отснятым материалом требовала очень серьёзных усилий. Поскольку между окончанием съёмок и постпродакшном прошло некоторое время, связанное с финансированием и прочими сложностями, негатив успел какое-то время пролежать на полке. Поэтому его пришлось реставрировать, убирать царапины и прочие шумы в изображении. И вот, совершенно неожиданно, на финальном этапе постпродакшна мы увидели в кадре участников съёмочной группы. Появились они там как раз из-за сложности постановки, в процессе монтажа и постпродакшна их никто не обнаружил. Убирали мы их на компьютере уже. Вместо них приходилось стенки ставить или какие-то другие объекты. В итоге мы убрали из фильма все косяки - то есть всё, что смущало с точки зрения недоделок. В картине осталось несколько моментов, которые меня по графике смущают, но их уже было не переделать в силу целого ряда причин.

Алексей Герман-младший



О совместной работе

Наша совместная работа происходила следующим образом. Все начиналось как у людей: Лёша ложился на диван, я же садилась за печатную машинку. Дальше он просил меня не произносить ни слова, а сам начинал надиктовывать текст. Ну, а я печатала, пока была согласна с тем, что он диктует. Если не соглашалась, уже по-разному происходило - мы не дрались, конечно, но до всякого доходило. Он часто выбрасывал написанное, а я потом его обратно вытаскивала из корзины.

Светлана Кармалита

Две версии фильма

Версия фильма, показанная на юбилее издания «Новая газета» ничем не отличается от той, что мы представили в Риме. Всё то же самое - кадр к кадру. Мы не трогали ни монтаж, ни эффекты. Может быть какие-то совсем технические моменты изменились, глазу незаметные. Титры ещё прикрутили. Единственное отличие нынешней версии от предыдущей - в звуке. Вся та работа отца по озвучанию, которая длилась, как известно, много лет, наконец-то, встала в картину. На показе же на «Новой газете», как вы понимаете, кино крутилось ещё с черновым звуком. Ничего не было слышно.
Моей маме, Светлане Кармалите, даже приходилось какие-то моменты из фильма озвучивать самой. Сейчас же фильм звучит так, как того хотел отец.

Алексей Герман-младший



О закадровой музыке

Почему у Лёши никогда не было закадровой авторской музыки? Потому что само построение кадра по его мнению должно диктовать внутреннюю музыку. То есть, музыка была, но она была бытовой. В «Трудно быть богом» герой в исполнении Леонида Ярмольника, например, играет на саксофоне.

Светлана Кармалита

О государственном финансировании кино

В фильме нет государственных денег вообще. Их только сейчас нам субсидировали - для проката. Так произошло потому, что нашлись люди, спонсоры, которые решили поддержать отца. Бюджет фильма я не смогу назвать, просто не знаю точных цифр, но со «Сталинградом» его, например, не сопоставить. Гораздо более скромная сумма. Да, фильм создавался пятнадцать лет, но пятнадцать лет назад все стоило гораздо дешевле. Я знаю сколько получал отец на площадке - по нынешним меркам совсем небольшая сумма. За такие деньги ассистентка с Мосфильма не пойдёт работать.
Вообще, я уверен, что такого рода кино может создаваться только за счёт энтузиастов своего дела. Людям, которые хотят рубить бабло, тут нечего делать.

Алексей Герман-младший



О прокатной и фестивальной судьбе «Трудно быть богом»

В случае каждого нового фильма мы жили внутри картины. Поэтому о судьбе «Трудно быть богом» тоже не думали, пока им занимались. О будущей судьбе фильма мы думали только один раз. В «Проверке на дорогах» есть кадр, когда герой убивает немецких мотоциклистов. Когда шла подготовка к этому кадру, актёр уже сидел в сугробе, Леша подошел и сам кисточкой на каске бывшего предателя и нынешнего партизана нарисовал знак русской освободительной армии. Тогда я ему сказала: «Ты понимаешь, что ты сделал? Ты вот в эту самую секунду положил нашу картину на полку». «Подумаешь», - сказал он мне и отошёл. Но именно в ту секунду он положил нашу картину на полку.

Светлана Кармалита



О заморозке фильма «Под электрическими облаками» Германа-младшего

О том, что мне нужно перестать заниматься собственным новым фильмом «Под электрическими облаками» я понял сразу после смерти отца. Я тут же принял решение, что нужно сначала закончить его картину. Фактически мы прекратили работу над моим фильмом задолго до смерти отца, потому что умирал он очень тяжело. Каждодневные реанимации очень тяжёлые, каждый раз в разных больницах. Ему становилось только хуже и хуже, болезнь со всех сторон его окружала. Отказывало то одно, то второе, то третье. Картина была подморожена, но мы все же надеялись, что успеем всё быстро доснять. Не успели. Потом, понимаете, два фильма вести невозможно ни в какой ситуации, а уж тем более в сложившейся. Мой продюсер все понял, проблемы не возникло в связи с этим. Есть же много примеров, когда люди совмещали сразу несколько проектов, и мы знаем, чем всё это заканчивалось чаще всего.

Алексей Герман-младший



О незаконченном сценарии Алексея Германа

Лёша придумал следующую картину. Мы еще не начали её писать, только разговаривали. Много в подробностях её проговаривали. Единственное что, мы не придумали для неё - это финал. Но с этим у нас всегда было сложно. Если за начало сценария всегда отвечал Лёша, как он сказал первую фразу - так она и идёт, то финалы чаще всего ложились на мои плечи. Кроме, пожалуй, «Мой друг Иван Лапшин». Я жалею о той картине, которая никогда не будет им сделана. Более подробно о ней я не могу рассказать, это было бы неправильно по отношению к Лёше.

Светлана Кармалита



Интервью: Антон Сазонов
Фотографии: Сергей Аксёнов

Видео со специального предпремьерного показа "Трудно быть богом" в кинотеатре "Пионер"

image Click to view

d_кино, s_главная, Кино, трудно быть богом, Лента, алексей герман, интервью

Previous post Next post
Up