То ли потому, что творческие люди всегда немного отличаются от обычных, особенно талантливые, то ли по какой-то другой причине, среди людей искусства всегда было довольно много лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Как мужчин, так и женщин
В октябре исполнилось 159 лет со дня рождения Оскара Уайльда, гениального писателя, обладателя редкого чувства юмора и легкого пера. Его, знатока душ и пороков, современники осуждали за «непристойное поведение» - а точнее, за гомосексуализм (за что получил два года каторжных работ).
То ли потому, что творческие люди всегда немного отличаются от обычных, особенно талантливые, то ли по какой-то другой причине, среди людей искусства всегда было довольно много лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Как мужчин, так и женщин.
Оскар Уайльд
(1854-1900)
Ирландец по происхождению, английский писатель, поэт и философ. Денди, законодатель мод, стильный и остроумный, любитель парадоксов и «непереводимой игры слов», автор множества афоризмов.
Оскар Уайльд имел природный дар слова, который проявлялся уже в детстве. Его стиль - легкий, искристый, как ручей, ненавязчиво высмеивающий то, что в приличном обществе принято называть достоинствами.
Всегда окруженный историями и слухами, часто имеющими мало общего с реальностью, Уайльд говорил
«Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека»
Эта фраза - ключ к личности самого писателя. Под верхним слоем прозрачной воды в Уайльдовских пьесах и романах всегда чувствуется темная глубина, не каждому читателю открытая и не каждому понятная.
Альфред Брюс Дуглас (1870-1945)
Близкий друг и любовник Оскара Уайльда
Какие именно отношения связывали Уайльда с Альфредом Дугласом, молодым человеком, из-за которого он был осужден и отвергнут обществом - остается загадкой. Ясно только одно - это была самая сильная любовь и самое страшное предательство в его жизни.
Умер Оскар Уайльд во Франции в полной нищете и под другим именем. Перед своей смертью в дешевой гостинице он сказал: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек».
Марина Цветаева
(1892-1941)
Цветаеву никак нельзя назвать лесбиянкой, учитывая ее страстную и всепоглощающую любовь к мужу, Сергею Эфрону. Тем не менее, в ее жизни был двухлетний отрезок времени, на протяжении которого Марина жила со своей подругой Софией Парнок, тоже поэтессой.
София Яковлевна Парнок
(1885-1933)
В отличие от Цветаевой, Парнок имела отношения исключительно с женщинами - и до Марины, и после нее. Однако ни интрижкой, ни мимолетной связью их отношения нельзя было назвать. Это была любовь - с надрывом, со страстью, с метаниями и всем прочим, чем так любят заниматься влюбленные.
Но как любое сильно горящее пламя, эта страсть перегорела, Цветаева вернулась к мужу, а Парнок завела очередную любовницу. Остались строки:
«Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!»
Второй однополой любовью Цветаевой была Сонечка Голлидэй, юная актриса, «Инфанта». И если в первых отношениях Парнок занимала место ведущей, играла роль старшей в паре, то тут уже сама Марина была наставницей и старшей подругой.
Софья Евгеньевна Голлидэй
(1894-1934)
Связь с Сонечкой Голлидэй не была продолжительной. Девушка вышла замуж за директора провинциального театра и довольно скоро умерла от рака. Марина пережила всех своих любимых - и Эфрона, и Парнок, и даже юную Голлидэй.
Вирджиния Вульф
(1882-1941)
Эта английская писательница часто упоминается именно в контексте своей гомосексуальности. Нервная и трепетная Вирджиния, переживавшая в детстве и подростковом возрасте одну психологическую травму за другой, вероятно и сама не вполне могла бы отдать себе отчет, является она лесбиянкой в общепринятом смысле слова или нет.
Подвергнувшись попытке изнасилования со стороны собственных кузенов, Вирджиния навсегда прониклась отвращением к физической стороне человеческих отношений. Тем не менее, она прожила двадцать восемь лет в счастливом браке с Леонардом Вулфом - браке, основанном на уважении и поддержке.
Леонард Вулф и Вирджиния
во время помолвки, 1912
Леонард поддерживал жену во всех ее тяжелых душевных болезнях, в ее неуверенности и в ее творчестве. Но единственным объектом страсти для Вирджинии Вулф на протяжении ее жизни была английская писательница Виктория (Вита) Сэквилл-Уэст.
Вита Сэквилл-Уэст
(1892-1962)
Эта страсть, всепоглощающая и невзаимная, разрушавшая и без того нестабильную психику писательницы, нашла отражение в ее романе «Орландо» (1928).
Поль Верлен
(1844-1896)
Верлен всегда и всюду упоминается в контексте связи с Артюром Рембо. Оба поэта в истории литературы стоят совсем рядом - вместе со Стефаном Малларме они образуют троицу «Проклятых поэтов» французского символизма (под таким названием Верлен и объединил себя, Рембо и Малларме в одноименном эссе).
Артюр Рембо
(1854-1891)
Несмотря на то, что фактически связь с Рембо длилась четыре года, она отбросила тень на всё течение жизни и того, и другого поэта. Поль Верлен любил женщин с юности, и, хотя имел весьма неприглядную наружность, был женат. Правда, алкоголизм поэта не способствовал счастью в браке.
Верлен обладал неуравновешенным характером, может быть потому, что был избалован любовью родителей, а может, сказывалась плохая наследственность - по мужской линии в роду Верленов через поколение рождались дебоширы и алкоголики.
Да и безмерно любящая мать тоже вызывает некоторые сомнения. Она, к примеру, хранила в стеклянных сосудах троих заспиртованных зародышей - сыновей, которых потеряла в результате выкидыша. И, показывая их мальчику, неизменно называла «братиками».
Талант поэта у Верлена проявился в подростковом возрасте, однако развился и получил признание современников гораздо позже. Ни алкоголизм, ни вздорный характер, ни дурацкие выходки, которыми он прославился в своем кругу, - ничто не помешало Полю Верлену стать одним из самых выдающихся поэтов Франции. А может быть, всё это, да еще привычка к самокопанию как раз способствовали его творчеству.
Туве Янссон
(1914-2001)
Автор книг о Муми-троллях, любимых детьми всего мира, Туве Янссон - национальная гордость Финляндии. В день похорон писательницы президент страны сказал:
«Творчество Туве Янссон - самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса»
И это притом, что писала Янссон на шведском языке, сама себя считала не писателем, а художницей и главными героями ее литературных произведений так и остались исключительно милые Муми-тролли. Они же, кстати, принесли ей миллионы и возможность купить остров Кловхарун в Финском заливе, на котором Янссон ежегодно проводила лето и пряталась от журналистов.
Свою бисексуальность Туве осознала довольно поздно. В молодости у не было несколько романов с мужчинами и она даже собиралась выйти замуж за Атоса Виртанена, но помолвка по неизвестным причинам была расторгнута. В тридцать пять лет Туве начала встречаться, а потом и жить с художницей Тууликки Пиетиля, с которой и прожила сорок пять лет, до самой своей смерти, не слишком афишируя и не слишком скрывая эту связь.
Тууликки Пиетиля и Туве Янссон
Марсель Пруст
(1871-1922)
Французский писатель, автор семи томов романа «À la recherche du temps perdu» («В поисках утраченного времени»), который стал одним из самых значительных произведений XX века. Гениальность романа признают не только критики, но и те целеустремленные читатели, которые находят в себе силы и волю дочитать его до конца.
Пруст в отличие от многих других писателей и поэтов был гомосексуалом в чистом виде, по крайней мере, ни в каких связях с женщинами он замечен не был. Однако со многими дамами Пруст дружил и некоторые из его знакомых становились прототипами женских образов в романах.
Пруст не был развратником, (правда, во время Первой мировой войны Пруст субсидировал содержание публичного дома для гомосексуалов), всегда и ко всему он относился аналитически - в том числе, к чувствам и страстям.
Слабый во всех физических смыслах, астматик Марсель Пруст обладал гигантской силой духа и работоспособностью. Работая над романом, Пруст почти 12 лет жил, практически, не покидая своей квартиры, стены которой покрыл пробковой звукоизоляцией, повесил тяжелые светонепроницаемые шторы - любые посторонние звуки раздражали его. Все материалы для произведения он черпал внутри себя, а не снаружи.
Дом, в котором жил затворником Пруст
с 1907 по 1919 гг.
Гор Видал
(1925-2012)
Американец, развенчавший идею пресловутой «американской мечты», а также вообще миф о превосходстве Америки и ее политики над прочими странами, Видал кроме того был яростным борцом против табуирования любых форм сексуального поведения. Впервые открыто защитивший право любого человека на выбор партнера вне зависимости от гендерной принадлежности, свою позицию по отношению к принятым в обществе ограничениям, Видал выразил так:
«Наши представления о том, что является правильным сексуальным поведением, обычно основаны на религиозных текстах, тексты же неизменно интерпретируются правителями для того, чтобы контролировать своих подчиненных»
Гор Видал прожил долгую жизнь, всегда и по любому поводу имея собственное суждение, независимое ни от принятых норм, ни от каких-либо догматов. Его спутником жизни на протяжении долгих и счастливых пятидесяти пяти лет был некий Говард Остин (Howard Austen), которого писатель пережил на целых девять лет, хотя так и не смог оправиться от потери.
Юкио Мисима
(1925-1970)
Культовый японский писатель, который стал известен и популярен далеко за пределами Японии. Его произведения полны описаний смерти и членовредительства, однако описаний настолько сладострастных, что начинает казаться, что это не умирание описывается - как гибель живого существа - а какой-то символический половой акт со смертью.
Что касается отношений писателя с мужчинами, то он презирал женоподобность сильного пола, тогда как мужественное тело и поведение привлекало. Мисима был тем, кого японцы называют «носителем двух мечей» - несмотря на явный гомосексуализм, он женился и даже был счастлив в браке.
Однако, видимо, не до конца счастлив, потому что ни мировая слава, ни гонорары, ни жена, ни кто-то другой не смогли удержать Мисиму от символического акта совокупления со смертью - харакири, осуществленного прилюдно 25 ноября 1970 года. Перед самоубийством он взял в заложники командующего базой сухопутных войск сил самообороны в Итигая, и обратился к солдатам с призывом совершить государственный переворот. Ему было сорок пять лет.
Сомерсет Моэм
(1874-1965)
Долгожитель английской литературы, Сомерсет Моэм впервые заговорил на английском только в десять лет - до этого времени он жил во Франции при английском посольстве, где служил его отец.
Ранняя смерть мамы и папы, переезд в Англию, общая слабость здоровья и заикание - все способствовало тому, чтобы мальчик стал необщительным и замкнутым, сторонился других детей, и предпочитал чтение любым развлечениям. Долгое время Сомерсет учился в закрытых школах, откуда вынес привычку к дисциплине, энциклопедические знания и полезные связи.
Помимо того, что Моэм был писателем и врачом, во время Первой Мировой войны он служил специальным агентом Англии - в том числе и в России.
Сомерсет Моэм был бисексуален. У него было много романов с женщинами (например, с известной феминисткой Вайлет Хант, и с Сашей Кропоткиной - дочерью русского анархиста Петра Кропоткина, который жил в ссылке в Лондоне). Два романа были даже вполне серьезными - один из них, с Этельвин Джоунз (прототип Роузи из романа «Пироги и пиво») закончился ее предательством, а второй, с Сайри Уэллкам - недолгим и несчастливым браком и рождением дочери Элизабет.
Сквозь всю жизнь Моэм пронес любовь к американцу Фредерику Джеральду Хэкстону, с которым познакомился во время службы специальным агентом. Хэкстон стал личным секретарем Моэма и его любовником.
Фредерик Джеральд Хэкстон и Сомерсет Моэм
Писатель Беверли Николе, старый друг Моэма, говорил о нем: «Моэм не был „чистым“ гомосексуалистом. У него были любовные связи и с женщинами, и не было никаких признаков женского поведения или женских манер». А сам Моэм писал:
«Пусть те, кому я нравлюсь, принимают меня, как есть, а остальные не принимают вовсе»
Артюр Рембо
(1854-1891)
В жизни Рембо есть два совершенно четких периода: первый - период поэта, бунтаря и второй - торговца, негоцианта. Между ними - Поль Верлен.
Эти периоды настолько разнятся, что иногда кажется - пресловутый выстрел в запястье, которым пьяный Поль Верлен ранил Артюра в каком-то кабаке, был смертельным. Но умер не человек, а поэт в человеке.
Рембо был вундеркиндом - развился очень рано и опережал не только сверстников, но и родного старшего брата. В возрасте четырнадцати лет получил первую премию за латинскую поэму «Югурта». С пятнадцати его стихи на французском публикуются в журналах. В «Revue pour tous» - «Новогодние подарки сирот», а еще через несколько месяцев в журнале «La Charge» стихотворение «Три поцелуя».
Рембо был не только поэтом по натуре, но и бунтарем - начав с восстания против собственной деспотичной матери и побега из дому, он не останавливался до того самого злосчастного Верленовского выстрела - протестовал против всего, что возможно.
И Рембо, и Верлен были сквернословами. Рембо особенно любил слово «Дерьмо» и применял его по поводу и без. Однако стоило ему переменить свою жизнь (вторую ее половину Артюр был торговцем в Африке) как сквернословие в целом и «Дерьмо» в частности покинуло его речь.
Артюр Рембо в Африке
Он стал прижимист, расчетлив и уже совсем не походил на того красивого и страстного юношу, который покорил сердце Верлена, а скорее на свою мать в мужском образе, против которой он так бурно выражал протест.
Трумен Капоте
(1924-1984)
Маленький эльф, алкоголик, наркоман, гений - Капоте не только не скрывал своей гомосексуальности, он бравировал ею. Трумен мечтал стать американским Прустом. Прустом он, конечно, не стал, зато стал Труменом Капоте - автором «Завтрака у Тиффани», романа «Другие голоса, другие комнаты» и многих других произведений. Человеком, которого любили и которым восхищались.
Жаклин Кеннеди писала в своих мемуарах, что гордится дружбой с ним. Он вообще дружил со многими известными и богатыми женщинами - с Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, женой президента компании Fiat, женой представителя династии Guinness, женой дипломата Гарримана (посла США в СССР).
Сам Капоте говорил:
«Я мог бы иметь любую женщину в мире, от Гарбо до Дитрих. Женщины всегда любили меня, и я любил привлекательных и красивых женщин, но как друзей, не любовниц. Не могу понять, почему кто-то хочет лечь в постель с женщиной. Это скучно, скучно, скучно!»
Первым партнером-мужчиной молодого Капоте стал литературовед Ньютон Арвин, который научил молодого человека не только любви, но и многому другому. Арвин был человеком энциклопедических знаний, блестяще образованным и делился своими знаниями и мыслями с начинающим писателем. Впоследствии Трумен не раз повторял: «Ньютон был моим Гарвардом».
Ньютон Арвин
(1900-1963)
Их отношения вообще много дали Капоте. Впервые в жизни он почувствовал себя любимым и нужным. Это было как раз то, чего ему так не хватало в семье, чего он так и не смог получить от матери. Никогда больше, даже став знаменитым на всю страну классиком новой американской литературы, побывав во многих странах, сменив сотни любовников, многие из которых были знамениты на весь мир, Трумен так и не смог избавиться от внутреннего одиночества.
Ни женщины-подруги, ни мужчины-любовники не помогали. Алкоголь и наркотики сначала казались выходом, особенно после публикации романа «Услышанные молитвы» (где он выложил на свет Божий все скелеты из шкафов своих друзей и знакомых), когда от него отвернулись многие. Но, в конце концов, демоны полностью овладели душой и телом стареющего мальчика, который не мог бороться со своими пристрастиями, да, наверное, уже не очень-то и хотел.
Теннесси Уильямс
(1911-1983)
Драматург и прозаик, автор пьес «Трамвай желание», «Кошка на раскаленной крыше», и других, сделавших его знаменитым на весь мир.
Мальчиком он разочаровал своего отца, переболев дифтерией и оставшись довольно слабым вследствие болезни. Постоянно подвергаясь давлению со стороны отца во всем, Теннесси (а настоящее имя его было Томас) все же находит в себе силы стать писателем, хотя для начала ему приходится писать даже ночами, так как днем папа заставлял молодого человека работать на обувной фабрике. И первые же его литературные опыты оказываются удачными.
Пережив разочарование от неразделенной любви к девушке, Теннесси долгое время вообще не заводит никаких отношений, занимаясь только учебой и литературой. Однако ближе к концу тридцатых он все же признается себе в своей гомосексуальности и после этого несколько раз влюбляется в мужчин. Правда, почти все романы Уильямса носили скорее характер увлечения - сначала страстного, но быстро остывающего.
Дольше всего он прожил с актером Фрэнком Мерло - четырнадцать лет. Но и эти отношения кончились изменами с обеих сторон. Кроме того, Теннеси стал наркозависимым.
Фрэнк Мерло и Теннесси Уильямс
Те годы, когда он жил с Мерло были самыми счастливыми годами - и самыми продуктивными для драматурга. Уже после расставания у Фрэнка обнаружили неоперабельный рак легких. Уильямс ухаживал за ним до самой смерти, а после впал в глубочайшую депрессию, из которой так и не нашел выхода. 25 февраля 1983 Уильямс был найден мёртвым в номере отеля «Элизе» в Нью-Йорке.
Чак Паланик
(род. 21 февраля 1962)
Автор «Бойцовского клуба» и «Колыбельной», бунтарь и любитель черного юмора, Чак Паланик (Палагнюк изначально, его фамилия украинского происхождения) стал писателем только в тридцать пять лет, окончив писательские курсы.
До этого он работал журналистом, был волонтером в приюте для бездомных и в хосписе. Эта работа, участие в неформальной группировке Cacophony Society, гибель отца - все это повлияло на творчество Чака Паланика как писателя, отголоски всех этих событий мы находим в его произведениях.
Долгое время он скрывал свою гомосексуальность и страшно рассердился, когда о ней стало известно. Паланик давал интервью журналистке Карен Велби, и в беседе не раз упоминал своего партнера, а потом почему-то переложил всю ответственность на Велби, после чего многие заговорили о том, что он стыдится своей ориентации.
Однако с тех пор скрывать гомосексуальность ему больше не приходилось, он и сейчас живет со своим партнером, имя которого не разглашает, в бывшей церкви на окраине Ванкувера (прямо как его герой в «Бойцовском клубе»).