Мерзкие, отвратительные персонажи, после которых тошнит и хочется помыть руки, - это, наверное, самая большая удача писателя, показатель литературного таланта. Топ-10 литературных мразей
Мерзкие, отвратительные персонажи, после которых тошнит и хочется помыть руки, - это, наверное, самая большая удача писателя, показатель литературного таланта.
Мерзкие - слишком омерзительные, чтобы их можно было делить на плохих и хороших. Они иногда вызывают просто отторжение, иногда удивление от того, такое существо могла породить чья-то фантазия, иногда - подсознательный страх. Но никогда не оставляют равнодушными.
Для того, чтобы создать по-настоящему омерзительного героя, от которого читателя реально затошнит, нужно не только уметь строить диалоги, описания и сюжетную схему. Нужен талант и вдохновение.
Урия Хип
«Жизнь и приключения Дэвида Копперфильда,
рассказанная им самим» (1849)
Чарльз Диккенс (1812-1870)
Автор иллюстрации - Фредерик Барнард (1846-1896)
Этот персонаж омерзителен до гротеска - внешне и внутренне. Эталон мерзкого героя.
Диккенс дает понять, как неприятно было находиться рядом с таким человеком, даже просто смотреть на него.
«Его физиономия напоминала лицо мертвеца, бровей у него почти не было, ресниц не было вовсе, а карие глаза с красноватым оттенком, казалось, совсем лишены век»
И - дальше штрихи: «все его тело от подбородка до башмаков извивалось как змея», «скелетообразная, холодная, липкая рука».
Какое-то пресмыкающееся в человеческом облике.
Но этого мало для настоящего отвращения, для полноты картины. Он и ведет себя как пресмыкающееся - льстит, подхихикивает, пресмыкается, - только и ждет момента, чтобы заглотить зазевавшегося простачка. И сколько бы его не называли «жертвой системы и воспитания», все равно, чувство, которое он вызывает - это омерзение.
Михаил «Ромашка» Ромашов
«Два капитана» (1944)
Вениамин Каверин (1902-1989)
Кадр из фильма «Два капитана» (1976)
В роли Михаила Ромашова - Юрий Богатырёв
Режиссёр: Евгений Карелов
Этот тип - «Урия Хип» в советской действительности. Именно с Урией сравнивает Ромашку автор, что само по себе дает богатую почву воображению - понятно, что с такой мерзостью хорошего человека не сравнивают. Правда, в отличие от Хипа, Ромашов не так отвратителен внешне, но и для него нашлось несколько говорящих характеристик: «довольно страшная и несимпатичная морда», «кошачьи желтые космы» и так далее.
Но основная мерзость у него внутри, как гной в нарыве. Это про таких говорят «пойдет по трупам» - причем, в случае с Ромашкой - даже по трупам друзей. Он предает, наушничает, подлизывается к сильным, издевается над слабыми, роется в чужих вещах, занимается ростовщичеством - еще будучи маленьким мальчиком. А когда вырастает, превращается в первостатейную мразь, прикрывшуюся погонами.
В романе у Миши Ромашова есть еще один «близнец», правда, гораздо старше по возрасту - как бы перспектива развития самого Ромашки. И если ребенка довольно сложно описать по-настоящему противным, то вот для Николая Антоновича писатель подобрал несколько смачно-омерзительных деталей. Его толстые пальцы, когда он шевелит ими, напоминают «каких-то волосатых гусениц, кажется, капустниц», на лице его неизлечимые угри, а во рту - золотой зуб, как стоматологический символ всего фальшивого и неестественного.
Click to view
«Два капитана», 1976
Шестисерийный фильм
Режиссёр: Евгений Карелов
Порфирий Владимирович «Иудушка» Головлев
«Господа Головлевы» (1875-1880)
Михаил Салтыков-Щедрин (1826-1889)
Иудушка Головлёв
Художник С. Алимов
Елейный, сладкий и липкий, словоблуд и подхалим, высасывающий как пиявка соки из всей своей семьи - досуха, домертва. Чуждый жалости, любви, сочувствия. Ядовитый плющ, сорняк, который своей гибкой и цепкой корневой системой подпитывается от благородных растений.
«Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика… С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать»
Этот герой вызывает не только омерзение, но и какой-то подсознательный страх. Ни в запоздалое раскаяние Иудушки, ни в искупление одиночеством и смертью его грехов - не верится. Тот герой, которого создал Салтыков-Щедрин таких чувств испытывать не мог.
Click to view
Фильм «Иудушка Головлёв» (1933)
Режиссер: Александр Ивановский
Чарльз Огастес Милвертон
«Возвращение Шерлока Холмса» (1905)
Артур Конан Дойль (1859-1930)
Доктор Ватсон,
Шерлок Холмс
и Чарльз Огастес Милвертон
Милвертон - шантажист, человек, не останавливающийся ни перед чем ради наживы. Он готов погубить любого, если ему предоставят такую возможность, дадут только малейший шанс. Правда, в отличие от большинства мерзких персонажей, Чарльз Огастес обладает довольно приятной и интеллигентной внешностью.
«Не испытывали ли вы, Ватсон, стоя перед змеями в зоологическом саду, гадливости и омерзения при виде этих скользких, ядовитых тварей с их ледяным взглядом и злыми плоскими мордами? Именно такие чувства заставляет меня испытывать Милвертон. За время своей деятельности я приходил в соприкосновение с пятьюдесятью убийцами, и худший из них никогда не вызывал у меня такого отвращения, как этот молодчик»
Опять змеи, опять омерзение. Впрочем, не удивительно - сталкиваясь с тварью, в которой нет ни капли человечности, хочется сравнивать ее с чем-то издревле опасным, противным и ядовитым. С чем-то, не имеющим души. Опасная гадина.
Перси Уэтмор
«Зеленая миля» (1996)
Стивен Кинг (род. 21 сентября 1947)
Кадр из фильма «Зеленая миля» (1999)
В роли Перси Уэтмора - Даг Хатчисон
Режиссёр: Фрэнк Дарабонт
Небольшого роста, женственный и трусливый, этот герой оказывается надзирателем. Вот уж где можно развернуться настоящему подонку - так это в тюрьме, в роли надзирателя. Да еще в отделении смертников. Тем более, если твой дядя - губернатор штата. Все сошлось. Произвол Перси, такого Наполеончика, считавшего, что ему позволено вообще всё, стал кошмаром не только для заключенных, но и для других надзирателей. В том месте, где Перси наступает на дрессированного мышонка, мало у кого не чешутся руки вырвать этой мрази ногу. Какое счастье, что его все-таки настигло наказание. Как жаль, что это бывает так редко.
Петр Степанович «Петруша» Верховенский
«Бесы» (1872)
Федор Достоевский (1821-1881)
Первое издание романа Ф.М. Достоевского «Бесы»
Петр Верховенский - мерзавец-шут, хладнокровный, циничный и опасный, прикрывающийся личиной простачка. Тип «холодной» мрази. Мелкий бес - гаденький, но и страшный в своей жестокости и беспринципности. Балаганный бес.
Булгаков писал о Петруше:
«Он циник, который откровенно презирает и водит за нос свои „пятерки“, рассматривая их как пушечное мясо… Как будто у него кем-то выедено нравственное нутро, а в мозгу засела одна лишь фанатическая и фантастическая идейка»
Классическая сцена как образец цинизма Петра Верховенского - это момент, когда он ест курицу, дожидаясь самоубийства своего приятеля Кириллова. Но это не апофеоз его мерзости, а всего лишь один из множества фактов.
Медсестра Милдред Ретчед
«Пролетая над гнездом кукушки» (1962)
Кен Кизи (1935-2001)
Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (1975)
В роли медсестры Милдред Ретчед - Луиза Флетчер (получила «Оскар» за роль)
Режиссер: Милош Форман
Как и работа надзирателя в тюрьме, работа медсестры в заведении для душевно-больных часто привлекает людей с нереализованными садистскими наклонностями. Милдред Ретчед - не исключение. Средних лет, не-реализовавшаяся как женщина и не имеющая на это шансов, Ретчед устроила в своем отделении настоящую диктатуру. Холодная и четкая, как пуля. Резкая и быстрая на расправу, как хлыст. Жестокая и не склонная к сочувствию. Эта женщина похожа даже не на змею, а на какую-то хищную глубоководную рыбу, так и подмывает проверить: кровь ли у нее внутри или зеленая мерзкая жижа. От нее остается во рту рвотный привкус железа, от которого очень трудно избавиться. Реально страшный персонаж - женщина, которая ни перед чем не остановится.
Маргарет Уайт
«Кэрри» (1974)
Стивен Кинг (род. 21 сентября 1947)
Кадр из фильма «Кэрри» (1976)
В роли Маргарет Уайт - Пайпер Лори
Режиссер: Брайан Де Пальма
Маргарет Уайт (мама девочки, обладающей способностями к телекинезу) явно больна на голову. Но даже если повторять себе это после каждого прочитанного предложения: отвращения подавить не удается.
Да, больная, религиозная фанатичка, да, женщина, брошенная мужем с ребенком на руках. Да, сложная судьба. Но вызывает она не жалость и сочувствие, а страх и брезгливость. Как будто в темноте случайно потрогал жабу.
Женские типажи тварей вообще вызывают более сильное отвращение, чем мужские. Даже сама её дочь Кэрри до последнего верит, что мама пожалеет ее, обнимет и простит - и тогда ее беспросветная жизнь станет хоть чуточку легче.
«…а Бог создал Еву из ребра Адама, - закончила мама, глядя на нее из-за стекол очков своими огромными, словно очищенные яйца вкрутую, глазами, и ударила ее ногой»
Эти глаза, похожие на яйца вкрутую - всё, образ готов. Нас всех тошнит.
Голлум (Смеагол)
«Властелин колец» (1954-1955)
Дж. Р. Толкиен (1892-1973)
Кадр из кинотрилогии (2001-2003)
режиссера Питера Джексона
Герой, которого по-русски почему-то обозвали Горлумом. Бывший хоббит, подчинившийся Кольцу Всевластья, которое не в лучшую сторону изменило как его характер, так и внешность.
Голлум убил своего брата, чтобы завладеть Кольцом, не останавливался ни перед какими преступлением и предательством. Его мерзость далеко не исчерпывается внешностью - можно даже сказать, что гнить он начал изнутри, а тело его приобрело характерные для гадов цвет и фактуру уже в последствии, во время жизни в темных мокрых пещерах. Трусливый и скользкий, живущий в пещере падальщик, нападающий только в темноте.
Его тоже можно было бы пожалеть. Но кроме отвращения никаких чувств к нему почему-то нет. Интересно, что Толкиен, несколько раз переписывая трилогию, каждый раз немного менял своего персонажа, то есть делал его все более отвратительным подземным гадом.
Жан-Батист Гренуй
«Парфюмер» (1985)
Патрик Зюскинд (род. 26 марта 1949)
Кадр из фильма «Парфюмер: История одного убийцы» (2006)
В роли Жана-Батиста Гренуя - Бен Уишоу
Режиссер: Том Тыквер
Этот персонаж - не совсем человек в общепринятом смысле. Он обладает сверхспособностями, но не обладает обычными человеческими качествами - всё в нем извращено и подчинено его дару, его страсти, его отклонению. И весь мир он видит через призму запахов.
Хорошее - это то, что пахнет хорошо, плохое - то, что плохо. Если можно забрать себе хороший запах, то какая разница, умрет ли при этом человек?
Жан-Батист начал свой земной путь в куче гниющей рыбы - и, видимо, в процессе младенческого импринтинга настолько впитал в себе это первое впечатление, что и сам чем-то стал похож на зловонную кучу.