Борис Бергер, создатель
знаменитого Коти, влезающего без спроса в абсолютно разные полотна именитых мастеров, рассказал нам о том, как Котя появился на свет и о кое-чем еще.
- А где я могу найти кого-нибудь нормального? - Нигде, - ответил Кот, - нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально. (Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес»).
- С чего начался Котя?
- Идея
Коти пришла мне от маленького желтого верблюда, которого мне мама подарила в детстве. Это космическая, экзистенциальная вещь. Это произошло в 2004 году, когда уже можно было понять все, что происходит с современным искусством. Я тогда приехал из Германии в Москву и пошел на выставку современного искусства в Центральный Дом Художника, где на первом этаже был какой-то бред и на втором - Гельмановский ад.
Картина мира для меня, воспитанном на Микеланджело, Рафаэле и Рубенсе распалась, вспыхнул перед глазами «Черный квадрат» Малевича, молния пронзила мое сердце, и я подумал, приехав в Германию, что закончилось искусство, нет никакого выхода, я возьму самого тупого котика и буду его вставлять везде! Потому что еще в 2004-м побеждали котики! И котики уже тогда победили в массовом сознании.
Этот Котя - это
Гельман на самом деле. Он лезет из картины в картину, из одной катастрофы - в другую катастрофу, смотрит на это огромными глазами, он никогда не спрашивает вас, куда ему залезть, он видит перед собой, например, «Последний день Помпеи» и лезет в него. И идеально вписывается. «Последний день Помпеи» был первым сюжет с Котей. Таким образом он раскланялся с ситуацией в современном искусстве. Котя, взирающий на все это круглыми глазами, был для меня чем-то вроде антидепрессанта, средством борьбы с мракобесием и с тем, что творится в современном искусстве. В искусстве, которое, на мой взгляд, закончилось.
Я заметил, что есть картины, в которые Котя вписывается идеально, есть картины, в которых он не сидит.
Котя проявляет искренность художника. Если он входит в его фантасмагорию, то все оживает и Котя добавляет всему еще одно измерение - сюрреалистическое. Если этого не происходит, то Котя выявляет, как все надумано и картинно в этом произведении искусства. А позже, в 2006 году, Котя стал мемом. Когда Цукерберг узнал о нем, он изобрел Facebook. Потрясенный идеей, он кричал мне: «Бергер, надо Котю!». Ну и я сказал ему придумать что-нибудь социальное, чтобы Котю видело много людей. Позже он засел у себя в гараже и придумал Facebook.
- Что будет после котиков?
- Котики заполонили первый этаж ЦДХ в 2004 году. И массовое сознание тоже. Что будет дальше? Я не знаю. Дело в том, что кошка - это такой мистический персонаж, заслуживающий своего культа в силу того, что она господствует над человеком, а не человек над ней. Она умеет выстроить так мир, чтобы мир обслуживал ее. Вы ее кормите, поите, лечите от болезней, а она вам - ничего. Но в этом «ничего» и есть высшая космическая истина, она дает вам гармонию. А дальше, я думаю, будет какое-то фантастическое преобразование интернета. Котю я все равно не брошу, наверное, он станет анимации. Может, он даже станет 3D - пушистым и прыгучим.
- Какие мемы - ваши любимые?
- Очень сильная штука была «Превед, медвед!». Она действительно была на уровне современного искусства, очень смешная граффити-находка.
Проект KOTYA©UNART стартовал в 2005 году в Германии в городе Эссене и был он посвящен умственным эпидемиям и состоянию покоя в кризисных ситуациях.
Это смесь новейшей эклектики, наивного китча, постмодернизма, концептуализма, сентиментально нигилизма и фотошопа.
UNART - неИскусство.
KOTYA©ART - актуальное искусство.
ЧТО ВАЖНО:
что в Коте хорошо - ничего не требует и ни на чем не настаивает
не осуждает и не паникует
не горячится и не угрожает
и сообщает своим присутствием несколько дополнительных измерений всему происходящему
(с) автор проекта Борис Бергер.
Интервью: Галя Бушуева