<
Как можно оценивать искусство, а тем более современное. Роль интернета в продвижении искусства и не заменит ли вообще интернет продюсеров?
22 апреля в Школе Талантливого Мышления начинается долгожданный on-line курс „Искусство - дело сложное? Менеджмент. Маркетинг. Финансы“ с одним из лучших преподавателей арт-менеджмента Натальей Маченене. В предверии этого, мы поговорили в Натальей и попытались выяснить, как можно оценивать искусство, а тем более современное. Узнали ее мнение о роли интернета в продвижении искусства и не заменит ли вообще интернет продюсеров?
Как можно оценить искусство, по каким критериям?
Современное искусство оценить довольно сложно, если ты не специалист в области которую оцениваешь. Эксперты и профессионалы могут достаточно легко отнести тот или иной продукт к категории „профессионально“, „интересно“, „искусство“, „дилетанство“ и т.д. Критерии оценки у каждого свои, присущи конкретно тому или иному направлению. Вкус и внутреннее чутьё играют не последнюю роль.
А вот простым зрителям бывает довольно сложно, но это вопрос тренировки: научиться отличать искусство от подмены.
Как говорит Борис Гройс, теоретик искусства, философ, писатель, публицист „...Может, это различие кажется немного фиктивным, но я, как зритель с более или менее тренированным взглядом, всегда вижу, понимает этот художник, что он делает или нет. Странным образом это всегда можно прочесть...“
Я, например, могу зайти в зрительный зал и увидеть 5-10 минут спектакля и оценить его - „искусство“ или „халтура“. Это мои более 20 лет связи с театром. Впрочем, если уж совсем честно, то я могу в зал и не заходить - мне достаточно увидеть имена создателей и афишу.
Например, живопись. С классическими картинами всё более менее понятно, а как оценивают современное искусство?
Сложно, всё очень сложно ))
Я, как человек связанный в основном с театральными проектами, но любящий современное искусство не всегда могу понять по каким критериям музей выставляет те или иные экспозиции. Иногда мне, как зрителю, интересно и я пытают прочесть смыслы, но иногда я совсем не понимаю контекста и тогда даже не помогают описания...
„...Сразу возникает вопрос: почему эти люди могут решать, что такое искусство, а я не могу и Иван Иванович не может...“ - как говорит Борис Гройс.
Я учусь смотреть и понимать современную живопись как простой зритель. Мой театральный опыт в этой сфере не работает. Так и у экспертов - они могут быть экспертами в области изобразительного искусства, но ничего не понимать в музыке...
Конечно, профессионализм эксперта, работа пиарщика и работа куратора, арт-менеджера могут вывести Художника в мир профессионального искусства. Но вопрос „Это искуссво?“ всё-таки лежит в области философии и тех, кто считает себя профессионалами.
Как оценивать искусство в современном мире?
Если сегодня каждый может стать фотографом - достаточно современного телефона и связей с галереей для организации выставки, то вопрос профессионализма для оценки работ фотографа будет всё-равно актуален. Нужны эксперты и критики.
Для людей, которые хотят работать в области культурной сферы и сферы искусства, которые хотят разрабатывать, производить, рекламировать и привлекать зрителей и покупателей на свои проекты я рекомендую прежде всего узнать всё о том направлении, в котором они собираются работать. Воспитывать свой вкус и знать, что считается искусством в этой области и не подменять понятия, работать честно.
Зрителю, что бы оценивать произведения, - смотреть, наблюдать, читать мнения экспертов и делать свои выводы. И чувствовать. Искусство - это область субъективного и область вашего вкуса. Значит воспитывать вкус.
То же самое можно и порекомендовать покупателям, прежде, чем они начнут вкладывать деньги в произведения искусства - научиться распознавать качественный продукт. Что бы не было разочарований и обмана.
Довольно часто современный зритель может столкуться и с такой, не очень корректной позицией профессионалов, когда продают не качественный продукт выдавая его за искусство. Если зритель не понимает критериев „хорошо-плохо“, то звучит фраза „вы просто не понимаете“... И зритель путается и сомневается в своих критериях и оценках. Вот поэтому и надо изучать разные точки зрения экспертов и больше узнавать о критериях качества любимого искусства.
Насколько современное искусство неоцененно или переоценено?
Трудно сказать. В современном мире, как мне кажется, роль рекламы и маркетинга настолько высока, что настоящее вообще сложно распознать.
Можете рассказать про перспективу концертной, выставочной деятельности в России в условиях кризиса?
Эта сфера деятельности никуда не денется - сколько бы кризисов не переживала Россия и Европа, но концерты есть, театры работают, кино снимается, выставки проводятся.
Только объёмы меняются. Если зритель не может покупать дорогие билеты, значит промоутеры проведут меньше концертов и сделаю цены на билеты ниже. Но смогут воспользоваться ситуацией и снизить гонорары артистов, цены на аренду зала и аппаратуры, например.
Кризис даёт возможность пересмотреть гонорары артистов, режиссеров, художников. Например, в кино. Если вспомнить кризис 98 года в Москве, когда артисты обсуждали как снизились их гонорары и 2014 год, когда были рекомендованы новые ставки для артистов... Но после предыдущего кризиса гонорары снова выросли и даже переросли предыдущие. Так что и после этого кризиса ставки вырастут - только надо немного подождать...
Но кризис даёт возможность продюсерам делать новые проекты и выгодно выходить на рынок с новыми идеями. Тогда как „старички“ заключили договоры по старым ценам, то „новенькие“ могут максимально сократить расходы соответсвенно реальности сегодняшнего дня и быть в выгодном положении.
Ведь всё очень просто - артисту надо выступать, зритель хочет новых впечатлений, продюсерам нужна работа... На новых условиях, но рынок культурных проектов и искусства будет работать независимо от кризиса.
>Какая роль интернета на этом рынке?
Конечно, огромная. Как и для всего...
Как вы считаете, развитие интернета повлияло на арт-менеджмент?
Да, это дало новые возможности и для продвижения своих продуктов, и для создания новых жанров. Хотя создало ещё более сильную конкуренцию между продуктами.
Как инструменты продвижения уже стали не актуальны и какие появились новые?
Все инструменты в той или иной степени используются и сегодня не зависимо от интернета. Другой вопрос - насколько они эффективно работают. Инструменты трансформируются, создаются новые концепции, которые очень быстро устаревают и что бы твой проект увидели и зритель принял решение прийти к вам - надо говорить на языке целевой аудитории и через те каналы, через которые целевая аудитория принимает информацию.
Для каждого города и странны есть свои приоритеты.
Первый канал будет отлично работать для русскоязычной возрастной целевой аудитории в постсоветсвом пространстве, но совсем не будет работать для молодёжной аудитории и в самой России, например. Для них есть интернет, ютюб, соцсети, инстаграм и т.д...
Самая плохая реклама в Москве - это театральная реклама. Есть „продвинутые“ театры, которые внимательно относятся к продвижению. Но чаще - это очень плохо. Причем плохие сайты, афиши, видео-ролики, реклама в городе. И с точки зрения вкуса, и с точки зрения исполнения. Иногда кажется, что реклама выполнена школьниками в конце девяностых.
Что работает всегда хорошо и для всех целевых аудиторий - это „сарафанное радио“. Эффективность отличная, только необходимо сделать качественный продукт.
Насколько профессия продюсера трансформировалась? Еще с большим развитием интернета не исчезнет ли вообще профессия продюсера, которого заменят счетчики просмотров?
Нет, не исчезнет )) Профессия продюсера это не только продвижение, а это создание сложных продуктов: спектакль, концерт, фильм, выставка, фестиваль... Что бы создать такие продукты нужно чёткое видение конечного результата, умение собрать команду, вдохновить и направлять в нужное русло, необходимо найти финансирование и договориться об аренде на лучших условиях, разработать рекламную и PR-кампании и много ещё обязанностей у продюсера. Довольно большое поле деятельности.
Творческие люди, как показывает многолетний опыт, не могут просто собраться и делать сложные продукты. Либо появляется лидер, который берёт на себя обязанности продюсера, либо проект умирает не родившись. Наверное, бывают исключения, но я не знаю таких примеров.
И если продукт родился, его надо предложить зрителям - ведь странно думать, что зритель вдруг сам придёт к вам. Работа со зрителем эта большая и сложная работа, в которой есть инструменты маркетинга, которые помогают в этой части деятельности.
Продюсер - это очень, очень важно. Поэтому к хорошим агентам и продюсерам всегда будет стоять очередь из артистов и Художников. А при встрече будут задавать вопрос: когда ты возьмёшь меня в свой проект.
А счётчики просмотров - это всего лишь подтверждения „правильности“ действий продюсера и его команды.
Авторский оn-line курс по арт-менеджменту „Искусство - дело сложное? Менеджмент. Маркетинг. Финансы“ начинается 22 апреля.
Подробности по ссылке.