Опальный баловень судьбы.

Nov 18, 2010 19:01

Названов Михаил Михайлович.
1914- 1964


«О нем нет монографий. О нем почти ничего не написано. О нем не опубликованы воспоминания. Он почти забыт. Остались только роли», - этими словами начинается документальная программа «Опальный баловень судьбы. Михаил Названов».

Михаил Названов - актер с необыкновенным мужским обаянием, обладавший тонким чувством стиля и большим художественным вкусом, был заметной фигурой в культурной жизни столицы 1940-х - 60-х годов.

Мать Михаила Названова была знаменитой камерной певицей, женщиной «изумительной красоты», постоянно окруженной культурной элитой Петербурга. В их квартире часто бывали Александр Блок, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Владимир Маяковский и Лиля Брик. Отец был инженером-технологом, человеком дела, немногословным и беззаветно верящим в технический прогресс. В 1931 году после окончания музыкального техникума при Московской консерватории (мать хотела, чтобы Михаил был пианистом) Названов приходит работать в МХАТ, однако вскоре его арестовывают и осуждают на пять лет лагерей. Ему посчастливилось, он вернулся и после освобождения поступил в Крымский театр, где имел успех у зрителей.

В 1942 году почти одновременно два режиссера приглашают Названова сниматься в кино: Сергей Эйзенштейн на роль Курбского в «Иване Грозном» и Александр Столпер на роль Андрея Панова в картине «Жди меня». Киноленты приносят актеру необыкновенную популярность, и дальнейшая судьба Михаила Названова в кино складывается довольно удачно. Он снимается у лучших режиссеров того времени: Всеволода Пудовкина («Жуковский»), Игоря Савченко («Тарас Шевченко»), Владимира Басова («Первые радости»), Сергея Параджанова («Цветок на камне»), Лео Арнштама (в фильме «Глинка»), Владимира Петрова («Сталинградская битва»).

В 1956 году уже в качестве режиссера Михаил Названов снимает фильм «Хозяйка гостиницы» с примой театра имени Моссовета Ольгой Викландт в главной роли. О романе Названова и Викландт ходили легенды. Они познакомились еще в начале 1930-х, до ареста Названова, но встретились вновь только в эвакуации в Алма-Ате, в 1942 году. Михаил Названов снимался тогда у Эйзенштейна в «Иване Грозном», а Ольга Викландт играла в театре. Вскоре театр уехал в Москву, а съемки фильма продолжались, и влюбленным пришлось расстаться. За девять месяцев разлуки Названов написал Викландт более двухсот писем. «Мы нашли друг друга в страшное и бесчеловечное время. Мы оба талантливы и служим любимому искусству, мы умные, молодые и энергичные. У нас есть такой клад, как взаимная, глубокая и страстная любовь», - писал в одном из писем Михаил Названов. Они встретились вновь и поженились. Поначалу невезучий, неудачливый актёр, Названов на волне человеческого и творческого счастья получил три Сталинские премии подряд и завоевал заслуженное признание.

В 1950 году Ольга Викландт и Михаил Названов перешли в театр имени Пушкина, где Ольга Артуровна числилась до конца своих дней. В 1957 году Названов уходит работать в МХАТ им. М. Горького.
Пресс-служба телеканала "Культура"

От себя могу добавить, что Названов, один из немногих актёров, который смог подняться еще выше, после съёмок у столь гениального режиссёра как Эйнштейн.
Ну и разумеется, одна из его самых ярких и запоминающихся ролей, это роль Клавдия, в экранизации Гамлета, снятой Козинцевым.
Искренне не понимаю, почему все лавры достались Смоктуновскому... Я не спорю, это великий актёр, но
А) фильм построен в первую очередь на тончайшем дуэте двух гениев.
Б) Знаменитый монолог у зеркала, до сих пор является учебным пособием, для студентов театральных вузов.
Так же мало кто знает, что съёмка в этом фильме стоила жизни великому актёру.  Во время съёмок у него случился инфаркт, после которого требовалось достаточно длительное время на реабилитацию. Но как только Названов еле еле оклемался  пришла телеграмма от Козинцева "Михаил!, если вы порядочный человек, то вы должны вернуться на съёмки".
 24 апреля 1964 года состоялась премьера Гамлета.
13 июля того же года не стало Михаила Названова.

Вот и думай.....

театр, великие, Михаил Названов, частичный плагиат от Татьяны Степановны , телеканал Культура, кино

Previous post Next post
Up