Если периодически по субботам вы ломаете голову, что бы приятного и интересного почитать, не напрягая особо голову, то книга Сэма Уоссона "Пятая авеню, пять утра" об истории создания фильма "Завтрак у Тиффани", снятого по мотивам одноименного романа Трумэна Капоте, для вас.
Книга, изданная "Словом" с пометкой "Книжная полка Алены Долецкой", станет прекрасным чтением выходного дня, в котором нет отягащающих сознание фактов о создании фильма, лишь, как верно заметил сам автор, "суета вокруг него".
Увлекательная "суета" прелставляет читателю публику, живущую в то время, когда создавался "Завтрак у Тиффани", разнообразных светских дам, жен политиков и успешных американских предпринимателей, чей собирательный образ отчасти и стал той самой Холли Голайтли.
После того как продюсерский центр Джуроу-Шеперда приобрел права на экранизацию, Капоте был отрезан от проекта и никак не мог повлиять на его ход, даже своего друга сценариста Джорджа Аксельрода порекоменовать не мог. Аксельрод в поселедствии и стал тем самым блестящим сценаристом, о котором бредил Шеперд, но первые наброски сценария писал не он, поскольку его кандидатура была отвергнута и сначала не подлежала обсуждению. Примечательно, что сам Джордж Аксельрод ужасно хотел поработать над инсценировкой "Завтрака у Тиффани", считая книгу "отсроумной, чувствительной и утонченной".
Именно такой стараниями Аксельрода в результате предстала перед зрителем Холли Голайтли. Такая свободная и не в меру распущенная для 1960-х в США, но при этом такая привлекательная и положительная героиня. Противоречие, которое сыграло свою роль в американской культуре, сделав свободных женщин, не стремящихся замуж, нормой жизни, а вовсе не табу. Героиня книги Капоте воспринималась как порочное создание, а героиня экранная, образ которой воплощала хрупкая Одри Хепберн, стала идеалом для подражания и с выходом фильма в 1961 году и позднее, когда образ Голайтли превратился в абсолют определенного стиля и поведения.
Казалось бы, парадоксально, тонкая и грустная история Капоте стала теперь уже легендарным девочковым кино с хэппи эндом и парочкой, образовавшейся, когда два переехавших в Нью-Йорк героя в поисках лучшей жизни нашли друг друга.
В 1960-х мало кто мог подумать, что картина, вызывавшая столько споров о содержнаках, девушках легкого поведения и даже хулиганстве, однажды станет классикой американского кино, рекомендуемой к просмотру. А ведь в рецензиях на книгу "Завтрак у Тиффани" с самого начала писалось "НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ".
Но это писалось 50 лет назад, а сегодня я с легкостью могу сказать РЕКОМЕНДУЮ к прочтению и оригинальный "Завтрак у Тиффани", и "Пятая авеню, пять утра", рассказывающую о том, как создавалась картина.
Д.К.