Спорная ретроспектива

May 11, 2011 00:47

О ретроспективе Александра Макуина "Savage Beauty" в Нью-Йоркском музее The Metropolitan Museum of Art написали почти все газеты и журналы. Но размышления и эмоции на тему, как стоит говорить о гении Маккуина, как оценивать его работы, к чему, в конце концов, их причислять - моде или искусству, или признавать гармоничное сочетание двух стихий в уникальных в своем роде нарядах, возникли лишь после прочтения двух совершенно разных по сути и духу обзоров.



Первый написан одним из моих любимых авторов Коммерсанта Ольгой Михайловской для майского номера Vogue Россия ("Гость из будущего", стр. 132). Вдохновенный текст рассказывает о выставке и самом Маккуине, которого Ольга вполне справедливо называет "классиком при жизни", а легендарные работы Ли - "разорванное платье" из коллекции, посвященной пиратам, или твидовые костюмы из шахматной коллекции - причисляет к искусству. И к таковым их причислит любой, для кого мода лишь во вторую очередь бизнес, а в первую - красота и искусство.



 
 

Описывая подобную выставку и творчество безусловного гения, творца трудно или нельзя писать о том, кто оплачивает подобные выставки, почему мода в наши дни едва ли даже просто граничит с тем, что сегодня принято считать искусством. Писать подобные вещи могут позволить себе лишь такие издания, как The New York Times, или Коммерсантъ. Вот в нем-то Ольга вполне могла бы написать нечто подобное, что написал Холланд Коттер для NYT (второй материал, который навел на размышления). Впрочем, я сильно сомневаюсь, что многим авторам, пишущим о моде, было бы в принципе интересно писать, как сам бренд Alexander McQueen фактически оплатил выставку в Met. В подобном глубинном копании в сущности выставки и отношении работ Маккуина к искусству нет ничего плохого или неуважительного. Просто это то, о чем спокойно могут писать преимущественно арт-критики, но не критики в области моды.



 
 

Два столь разных материала до сих пор вызывают много вопросов. Не к работам Маккуина, а к современной моде как разновидности искусства. Рассуждая на эту тему, все-таки хорошо опираться на статьи двух уважаемых изданий, которые очень грамотно и уверенно работают, каждое по законам своего жанра.

Д.К.

выставки, alexander mcqueen

Previous post Next post
Up