Кадр из фильма Unzipped - Айзек Мизрахи и Синди Кроуофрд
Все модные блогеры разные, это и делает мир фэшн-интернета таким увлекательным. Мне больше всего импонируют блогеры, цель которых, в первую очередь, самообразование и просвещение, я и сама стараюсь каждый день узнавать что-то новое и делиться этим. Поэтому я очень благодарна Свете
svet-sezona за это сообщество (и за другие ее проекты, как Круглый стол, например), а также тем, кто принимает в нем активное участие и делится накопленными знаниями.
Посоветовавшись с Машей
fashion-shower, я решилась опубликовать здесь пост, по мотивам
моей рубрики «что модного посмотреть» о документальных фильмах о мире моды.
Качественный и интересный документальный фильм про моду - самый простой способ узнать о том, как устроена индустрия. Что уж скрывать, фильм всегда зрелищнее книги и доставляет настоящее визуальное наслаждение. А для истинных поклонников является источником ценной информации. Лично я с каждым новым фильмом открываю для себя не только интересные факты и неожиданные стороны личности известных людей, я также получаю дозу вдохновения и энергии.
Однажды я поставила себе цель - посмотреть все фильмы, которые существуют на сегодняшний день. Но задача осложняется тем, что модные документалки это не блокбастер, их так просто не найти. Поэтому процесс самообразования продолжается, но у меня есть, что вам рассказать. Этот пост не просто список фильмов, это мои личные живые эмоции о просмотренном. Которые, я надеюсь, вдохновят вас на просмотр этих фильмов. А может быть вы их уже смотрели, тогда с удовольствием почитаю о ваших впечатлениях и рекомендациях.
Нараспашку \ Unzipped (США, 1994 год)
«Я смотрю «Нанук с севера». Просто поразительно и очень вдохновляет, просто не верится, как хороши эти эскимосы. Мне так нравятся их меховые штаны. Хотел бы я сделать такие, но знаю, за это меня вышвырнут с седьмой авеню как еретика-распутника. Так что в моей коллекции не будет меховых штанов, женщины не хотят выглядеть, как коровы. Хотя в коровах есть нечто очаровательное….»
Наверное, самый старый фильм о моде из тех, что возможно раздобыть в наше время. Я скачивала его больше двух недель, я уже отчаялась и оставила эту мысль, когда программа мне сообщила, что закачка окончена. Мои ожидания оправдались с лихвой. Я даже не предполагала, что Айзек Мизрахи вызовет у меня такой восторг. Вообще этот фильм о подготовке его осенней коллекции 1994 года. Но скорее это монолог самого Айзека обо всем, что его волнует, вдохновляет, беспокоит. В нем столько энергии, оптимизма, идей и эмоций, он кажется таким искренним. В моем понимании именно так выглядит по-настоящему творческий человек.
И, конечно, было очень интересно увидеть молодых Линду Евангелисту, Наоми Кемпбелл, Шалом Харлоу, Хелену Кристенсен, Кейт Мосс, Синди Кроуфорд. И конечно вспомнить моду середины девяностых тоже было увлекательно. Вы удивитесь, как в то время выглядел первый ряд на модном показе.
Под знаком Chanel \ Signe Chanel (Франция, 2005 год)
«Я не буду любезничать. Что вы хотите увидеть? Я не примусь сразу за работу, я заготавливаю сено. Это первоочередная задача, потому что завтра пойдет дождь и до этого времени нужно убрать сено. Это важнее Chanel».
Очень интересный фильм, повествующий о подготовке коллекции Chanel Haute Couture. Будни портних и конструкторов, святая святых Chanel и реальность высокой моды, которая держится на этих людях, которые знали саму Коко.
О смерти Кутюра поговаривают давно, но после этого фильма я поняла, что настоящее высокое шитье исчезнет с уходом последней мастерицы, для которой верность своему делу, искренняя любовь и усердие превыше всех благ. Это люди с золотыми руками и золотым сердцем, именно они создают Высокую моду, хотя конечно Карл хорошо рисует (он и сам говорит о себе, что он только рисовальщик). Но без этих потрясающих женщин, несколько дней из жизни которых, нам повезло наблюдать, Chanel просто перестанет существовать.
Меня очаровала мадам Пузье, которая в свои 75 демонстрирует просто нечеловеческие душевные и физические силы, и потрясающую любовь к жизни и своему делу.
В первые минуты фильм кажется монотонным, потому что он о закулисье и рутине, но я его смотрела с огромным восторгом и интересом. Я грустила и вздыхала вместе с портнихами и смеялась их шуткам. А какой потрясающий момент явления Карла в Дом моды. В общем если еще не посмотрели, то обязательно восполните пробел.
Верушка: Жизнь перед камерой \ Veruschka - Die Inszenierung (Германия, 2005 год)
«Ньютон как-то сказал мне, что мы работаем, чтобы заполнять мусорные баки, и он был прав. В конце концов, все наши фотографии оседают на помойке, среди кухонных отбросов и старого тряпья. Большинство журналов оказываются именно там. Сотни и сотни страниц. Скомканные, грязные глянцевые обложки с твоим лицом. Утративший смысл восхитительный хлам».
Еще один фильм о том, что именно личность создает моду. Вера Готлиб Анна фон Лендорф, немецкая девушка с непростой судьбой и необычной внешностью создала целую эпоху. Потрясающий характер, потрясающие образы и невероятная любовь к делу. Только когда человек горит идеей, он воплощает ее так, что она врезается в течение времени и становится бессмертной. Какие потрясающие съемки, сколько в них сил, энергии, таланта, работы. И сама Вера - неординарная, странная, глубокая личность, даже немного сумасшедшая, но в то же время совершенно нормальная. Удивительная женщина, создавшая сотни образов для фотосессий, которые теперь активно тиражируются.
При просмотре этого фильма я в очередной раз осознала, что многое придумано до нас, и чтобы сейчас создать что-то новое, нужно работать вдвое усерднее, много думать и созерцать окружающий мир. Делать это непременно с добром, созидать, творить что-то во благо, а не ради скандала, рейтингов, денег, как это есть сейчас.
Лагерфельд, личная жизнь \ Lagerfeld Confidential (Франция, 2007 год)
« - Как Вы думаете, кто-то знает, какой Вы на самом деле? Или никто не знает о Вас всего того, что Вы знаете о себе?
- Мне трудно ответить. Вокруг меня так много сплетен, слухов, что я думаю это невозможно. Я бы хотел, чтобы это было невозможно даже для тех людей, которых глубоко люблю. Я не хочу быть реальной личностью, присутствующей в чьей-то жизни. Я хочу быть явлением. Появляюсь, потом исчезаю. Я не хочу быть для кого-то близким, потому что мне самому не нужен никто в таком качестве. В этом главный секрет».
Этот фильм я посмотрела несколько лет назад, он стал для меня первым из документальных фэшн-фильмов. Тогда мне показалось, что мои ожидания не оправданы. Сейчас я пересмотрела его снова и увидела детали, которые в прошлый раз не заметила. Фильм в большей степени о противоречивой и странной, даже надломленной личности Карла. Так мне показалось. Лагерфельд рассказывает о детстве, о взаимоотношениях с матерью и о многом другом, что может рассказать только он и, предполагаю, только будучи в определенном расположении духа. Сложный, нервный характер, который демонстрирует Карл, поначалу может вызвать осуждение. Потом это проходит, он талантлив. И все это - «причуды гения» (с)
Валентино: Последний император \ Valentino: The Last Emperor (США, 2008 год)
«- Я понимаю, что уже поздно, но ты уверен насчет песка на подиуме? Возникает ощущение, что сейчас выйдет Мэрлин Монро, а за ней Джек Леммон. Он имел бы смысл, сшей я легкие брюки, куртки-сафари… Но коллекция проникнута духом романтики, а ты сыпешь песок на подиум.
- Будет красиво!
- Дело не в этом, а в том, что коллекция плохо сочетается с песком. Уж если тебе что-то стукнет в голову…
- А ты не упрям?
- Нет. Почти никогда. Может иногда.
- Как же… «никогда»!
- Идея с песком нелепа!
- У тебя появился живот!
- У меня нет живота, он мне не грозит. На себя посмотри, складка на складке!»
Фильм снимался в течение двух лет, с 2005 по 2007 год. Всех секретов нам не раскрывают, но ощутить характер модельера и почувствовать напряжение подготовки коллекции удается. Валентино очень эмоционален, порой напоминает капризного ребенка, которому повезло жить так, что кроме творчества и воплощения собственных идей его больше ничего не беспокоит. Он и сам не отрицает этого факта, который стал возможным благодаря его вечному спутнику Джанкарло Джаметти. Мы можем наблюдать не только примерки изысканных кутюрных платьев, но и перелеты в частном самолете с пятью мопсами, нескрываемые волнение и разочарования при подготовке выставки-ретроспективы по случаю 45-летия творческой деятельности, личные беседы Валентино и Джанкарло, и даже их забавные ссоры. Модельер настолько искренен, что не скрывает ни одной эмоции, их переживаешь вместе с ним на протяжении всего фильма. Финал драматический, как собственно и реальность. Но история своих героев не забывает.
Сентябрьский номер \ The September Issue (США, 2009 год)
«- Многие называют вас ледяной женщиной...
- Я и правда на этой неделе ужасно мерзну»
Один из самых популярных и ярких документальных фильмов о моде. Снят в типично американском, клипово-зрелищном стиле и смотрится, как настоящее шоу. Я уверена, что многие из вас его уже видели. Я очень люблю его и пересматриваю достаточно часто, он очень эмоциональный и красочно иллюстрирует будни глянцевой индустрии и роль личности в моде. Красивый, увлекательный и честный фильм о том, как создавался сентябрьский выпуск журнала Vogue 2007 года. Мне не понравилась сама Винтур и я об этом я когда-то уже писала, но понравилось то, что она даже не пыталась казаться лучше и кому-то угодить. Очевидно, что за ее непростым характером кроется огромная сила и проффесионализм, иначе ей бы просто не удалось удержать такую махину, как американский Vogue и таких профессионалов, как Грейс Коддингтон.
За день до показа \ The Day Before (США 2009 и 2010 год)
Кстати, сейчас фильмы этой серии демонстрируются в рамках
Синематеки>>> - совместного проекта Buro 24/7 и Podium Market.
Фильмы первого сезона повествует о подготовке показов Sonya Rykiel, Jean Paul Gaultier, Fendi, Proenza Schouler. Второй сезон расскажет о «дне перед показом» Alexander Wang, Jeremy Scott, Narciso Rodriguez, Nina Ricci, Versace и Diane Von Furstenberg.
Эти фильмы с одной стороны допускают нас в святая святых большой моды, но одновременно и рушат некоторые радужные представления о том, что «у них» все волшебно, правильно и вообще лучше, чем у нас. Оказалось, что Карл Лагерфельд может решить переделать шубу, а Жан Поль Готье заставить перешивать платье меньше, чем за сутки до показа. И тут на сцену выходит главная героиня всех фильмов, и это вовсе не дизайнеры, это - команда. Коллектив преданных, талантливых, терпеливых и безмерно любящих свое дело людей, без которых любой бренд - ничто. Другой вопрос, что собрать и удержать такую команду это уже заслуга «босса», то есть дизайнеры.
Самый интересный фильм первого сезона - о подготовке двойного показа Sonya Rykiel, который Натали Рикель готовила по случаю 40-летия модного дома. Команде дома до последнего удалось держать в секрете от самой Сони сюрприз по случаю ее дня рождения. В этом фильме не было привычной беготни «мы ничего не успеваем», все было готово, но без «проблем в последнюю минуту» все равно не обошлось. Поэтому когда шоу все же прошло на ура, лично я вздохнула с облегчением и чуть не плакала.
Жан Поль Готье душка и гений, но меня слегка возмутило, что он заставил отпарывать сложнейшую ручную вышивку за сутки до показа. «Мог бы и заранее предусмотреть» - подумала я. А еще я подумала, что подготовка коллекции - это как ремонт, можно только приостановить.
Карл Лагерфельд тоже гений, за его мастерство, чувство моды и стиля, за его неподражаемость и талант ему можно простить все. «Мир может рухнуть, но мое питание будет сбалансированным. Мне неведом соблазн». Фильм о работе над коллекцией дома Fendiсамый интересный в первом сезоне, а почему именно - не скажу - посмотрите сами.
А вот дуэт Proenza Schouler стал для меня открытием. То есть, конечно, я о нем знала и видела коллекции, но вникнуть в его суть как-то не случилось. Спасибо чудесному фильму, где я увидела то, что больше всего ценю в дизайнерах - любовь к своему делу. Ребята - Джек Макколлоу и Лазаро Эрнандез- смотрят на свои платья, пальто и топы, как родители на любимое дитя. Такой блеск в глазах не сыграть, такую любовь, с какой они поправляют каждое платье перед выходом модели на подиум, не придумать - она или есть, или нет. Может быть, именно поэтому успех бренда был таким стремительным?
Во втором сезоне Александр Вонг меньше чем за сутки до показа обнаруживает, что ему не нравится сочетание цветов и платье нужно перешить. А там, между тем, работы на несколько дней. Да и нужной ткани нет. А он смеется, радостно прыгает и говорит «А, нет ткани, ну и ладно». И ему невдомек, что конструктор была в шаге от сильнейшего нервного срыва.
Вышивальщица Дианы фон Фюрстенберг наверняка плакала, когда вышитое в срочном порядке, по просьбе самой Дианы, платье, дизайнер решила все-таки не надевать на финальный выход - несколько часов кропотливой ручной работы потрачены впустую. А вот конструктор Нарцисо Родригеса плакала в кадре трижды и в сердцах подозревала дизайнера в том, что он назло одобряет все ее дизайны, чтобы в последний момент все изменить.
В фильмах много и других интересных моментов - визит на примерку к Вонгу Натальи Водяновой с сыном, реакция на новость о смерти Маккуина в доме Дианы фон Фюрстенберг, посещение Донателлой палаццо Версаче, где она не только позволила увидеть интерьеры дома своего брата, но и рассказала о кошмаре, который снится ей каждый раз перед показом.
Мне неожиданно очень понравился Джереми Скотт, к которому прежде я была равнодушна. Поразило, как заботливо относится к моделям, да и вообще к женщинам, Диана фон Фюорстенберг - «Мне плевать на моду, меня волнует женщина». Но больше всего меня очаровала Донателла, она очень живая и, скажем так, задорная. Она относится к своей команде, как к семье, они доверяют друг другу, поэтому там нет суеты, хотя дедлайн, конечно присутствует.
Серию фильмов The Day Before я люблю за то, что проживаю этот день вместе с дизайнером и его командой. Испытываю те же эмоции - волнение, трепет, шок и радость от того, что все-таки получилось. Эти фильмы без прикрас демонстрируют нам реальность будней модного мира, сложности, которые стоят за блестящим фэшн-шоу, о которых даже и не подозреваешь. Но после команды «Мы начинаем» наступает другая фэшн-реальность, где талантливые дизайнеры вписывают свое имя в историю моды посредством безупречных коллекций.
Ив Сен-Лоран: Сумасшедшая любовь \ L'Amour Fou (Франция, 2010 год)
Этот фильм я посмотрела сразу после того, как закончила читать книгу Кати Перцовой «Мой Ив Сен Лоран». История легендарного Ива, застенчивого, немного странного и невероятно талантливого, ожила и словно перенесла меня в то время. Все то, что описывала Катя в книге, предстало в реальности. Речь Пьера Берже на похоронах Ива, молодой Ив Сен Лоран на старых видео-записях, знаменитое дефиле на футбольной арене. Это очень интересный, но грустный фильм, он повествует об уходе не просто великого кутюрье, а целой эпохи. L'Amour Fou - это монолог Пьера Берже, человека, который прожил с Ивом жизнь одну на двоих. Он принимает факт этого расставания у нас на глазах, вспоминает сложные и приятные моменты прошлого, прощается с коллекцией предметов искусства, которую он и Ив собирали вместе. Я до последнего не понимала, зачем он ее распродает, я даже немного обижалась и злилась на него. Но потом поняла, наверное, таким образом, он отпускал прошлое.
Почти все фильмы, которые я посмотрела, вызвали у меня интерес и желание пересматривать их снова и снова. Но были и такие, которые я смотрела с трудом. Пока их всего два, и я о них тоже решила рассказать. Возможно, у вас о них сложилось иное впечатление.
Фильм-монолог дизайнера Йоджи Ямамото (Yohji Yamamoto) "Заметки об одежде и городах / A Notebook on Clothes and Cities" я буквально заставляла себя смотреть. Интересные мысли дизайнера не воспринимались из-за унылого видеоряда и монотонного перевода, который вгонял меня в неприятный транс. Как вариант, «Заметки» можно смотреть без перевода и видеосопровождения, но в любом случае это фильм на любителя, в какой-то статье его назвали «документальной медитацией» - очень точное определение.
Энни Лейбовиц: Жизнь увиденная через объектив \ Annie Leibovitz: Life Through A Lens (США 2006 год)
На этот фильм я возлагала большие надежды, надеялась услышать интересные и завораживающие факты, увидеть увлекательные моменты рабоыт Энни. Ведь это культовая фигура в мире моды и фотографии, она столько могла бы рассказать. Но вместо этого у авторов получился фильм-похвала, где известные люди хвалят (заслуженно, разумеется) Энни и рассказывают общие факты. Почему-то смотреть его мне было совершенно неинтересно, я не могла уловить линию повествования, не чувствовала эмоционального накала. Возможно через некоторое время я пересмотрю его еще раз.
п.с. Кстати, кто со мной еще не знаком, обо мне в этом сообщество можно почитать в рубрике
"Три вопроса для блогера" п.с.2 Спасибо всем, кто дочитает до конца :)