Холодящую душу "эстетику" зимней коллекции Марка Джейкобса для Louis Vuitton многие критики и fashion insiders, назову их так, ибо не знаю, как именно нужно называть этих около-модных всегда присутствующих на показах людей, назвали триумфом фетишизма, безумным сексапилом, и в конечном счете - прямо-таки женственностью и эротизмом во плоти. Я даже не знаю, что об этом сказать... Одного за такие вот проделки выгнали с работы, другого расхвалили и поставили пятерку за коллекцию. Я не буду добавлять свои пять копеек, в конце концов я и не критик и не инсайдер, я просто интересуюсь модой, люблю кино и искусство, и мне всегда интересна предыстория.
Кадр из фильма "Ночной портье" и образ из зимней коллекции 2012 г. Dolce&Gabbana
Плакат к фильму "Ночной портье" и реклама духов Chanel Coco Mademoiselle
А предыстория, пожалуй, начинается с того самого жуткого и безумно интересного, психологичного и очень неоднозначного фильма Лилианы Кавани "Ночной портье". Фильм этот не рекомендуется к просмотру лицам до 16 лет, поэтому и я прошу не читать мой пост молодым людям, молодым годами, опытом и выдержкой. Но для "старичков", полагаю, не секрет, что нацистская садо-мазо эстетика берет свое начало, или по крайней мере получает огромнейшее распространение, именно от этого фильма великой ученицы своего еще более великого и тоже очень интересовавшегося историей Германии учителя, режиссера Лукино Висконти. Кроме того, именно Кавани в этом фильме, возможно, одной из первых заговорила о странных отношениях, которые нередко складываются между палачами и их жертвами, то что современная психология называет "стокгольмский синдром". Любопытно, что стокгольмский захват заложников, ставший одним из ярчайших примеров этого странного чувства сострадания, порой перерастающего в любовь и преданность, которое часто возникает у жертвы по отношению к агрессору, произошел в 1973 году, а фильм "Ночной портье" был снят годом позже, в 74.
Интересно, что и Висконти и Кавани захотели выбрать на роль жертвы актрису Шарлотту Рэмплинг, женщину с очень интересной внешностью и странным детским взглядом будто всегда чуть опухших и заплаканных глаз. Оба режиссера предпочли именно ее для фильмов о фашизме, "Ночной портье" Кавани и "Гибель богов" Висконти. На месте Джейкобса я пригласила бы на дефиле Наталью Водянову, а еще лучше смотрелась бы навсегда покинувшая модную сцену Джемма Уорд, у них очень похожие глаза, "хищные" женщины Кэмпбелл и Куркова - это уже отступление от оригинала и усиление эффекта "мурашек по коже". Их образы ближе к советским комиссаршам и прочим ужасающим руководительницам исполкомов, этим ужасным женщинам, которые по жестокости не просто не уступали, а неверное сильно опережали мужчин. О да, хуже жестокого мужчины может быть только жестокая женщина.
Шарлотта Рэмплинг в фильмах "Гибель богов" и "Ночной портье"
Говоря о фильме "Гибель богов", мне хочется сказать два слова о его названии, оно очень и очень символично. Всем нам известен Рихард Вагнер, великий немецкий композитор XIX века, написавший красивейшие и совершенно революционные с музыкальной точки зрения оперы, он полностью отступил от классических итальянских канонов лирической музыки. Революционером он был не только в музыке, но и в политических убеждениях. Он был ярым последователем и сподвижником теории о превосходстве арийской расы, и неспроста главные сюжеты его опер взяты из древнегерманского эпоса, а в дальнейшем он стал любимым композитором Гитлера. Это, правда, не помешало ему написать безумной красоты музыкальные произведения, такие как "Кольцо нибелунга" с его знаменитой второй частью "Валькирия", и с четвертой частью, носящей то самое символическое название "Гибель богов". Кто знает, возможно композитор уже тогда догадывался, что и его арийские боги рано или поздно тоже погибнут.
Click to view
Начало третьего акта оперы "Валькирия", Полет Валькирий, один из самых знаменитых и самых гениальных отрывков
Именно это заглавие и позаимствовал Висконти для своего фильма, рассказывающего о гибели одной из богатейших семей донацистской Германии и приходе к власти национал-социалистической партии Гитлера.
Но вернусь к моде и к Марку Джейкобсу. Мне очень сложно переваривать такого рода "эстетику" и я с ужасом думаю о том, когда я увижу витрины магазина Louis Vuitton, украшенные одеждой и аксессуарами из зимней коллекции. Еще с большим ужасом я думаю о том, что проходить мимо этих витрин буду не только я, но и люди, для которых данные темы являются намного более личными и вызывающими намного большую душевную боль. Сама по себе одежда не плоха, в коллекции есть хорошие пальто и весьма недурные жакеты, но эта символика и аура, согласитесь, уж очень тяжелы. Любопытно, что на сцене, на которой проходило дефиле, был воздвигнут своего рода лифт, как в гостиницах, с двумя швейцарами, из которого и выходили модели. Аллюзия на фильм "Ночной портье" совершенно однозначна и несомненна, но только зачем все это?
Да, конец я, пожалуй, изменю, уж очень хороша эта современная аранжировка Полета Валкирий, которую мне подсказал один из моих замечательных читателей. Особенно весело то, что наложена она на очень серьезно-взрослое видео концерта 1948 года с чудным старичком-дирижером, и этот смешок ведьмы в конце ну очень отражает суть оперы и идеально соединяет конец XIX века с началом XXI. Наслаждайтесь, или, как говорится (если так еще говорится), колбасьтесь.
Click to view