Священные камни

May 16, 2011 10:13



Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото...
Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями:
основание первое - яспис, второе - сапфир, третье - халкидон,
четвертое - смарагд, пятое - сардоникс, шестое - сердолик,
седьмое - хризолит, восьмое - вирилл, девятое - топаз, десятое - хрисопрас,
одиннадцатое - гиацинт, двенадцатое - аметист.
А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин:
каждые ворота были из одной жемчужины.

Откровение Иоанна Богослова
Это вовсе не описание дорогого ювелирного магазина, хранилища драгоценностей английской королевы или музея Алмазного фонда (довольно бедного, в скобках замечу, музея, много поворовали в революцию, слишком много, ничего не осталось от несметных сокровищ русских князей, царей и бояр, сокровищ, о которых до сих пор ходят легенды, только вот полюбоваться негде). Это описание Небесного Иерусалима. Читая этот текст из Апокалипсиса, полагаю, у каждой женщины, да и мужчины артистической натуры, начинает учащенно биться сердце. Какая красота, сколько золота, камней, блеска и богатства! Особенно меня впечатляют жемчужины размером с огромные ворота.
Именно это чувство, захватывающее, невероятное ощущение неземной красоты каждый раз вызывает во мне великолепный иконостас Базилики св. Марка в Венеции, Пала д'Оро. На этот алтарный образ даже сложно долго смотреть, от него, как от солнца, начинают болеть глаза, и будто бы щадя наши глаза, иконостас разворачивается к нам очень редко, только во время самых больших праздников, а как правило повернут он внутрь, к стене Базилики. И несмотря на этот ослепительный блеск огромной доски 3,30 на 2,50 метра из чистого золота усеянной по сантиметру драгоценными камнями, всего 1927 камней, я каждый раз не могу оторваться от этого великолепного произведения религиозного и ювелирного искусства.
Пала д'Оро, созданный в начале XII века, судя по всему, очень любила и Коко Шанель. Огромное количество бижутерии и ювелирных украшений, созданных мадмуазель Шанель, а затем и продолжателями ее дела, прежде всего нашим любимым Лагерфельдом, вдохновлены, а некоторые элементы, я бы сказала, что просто-таки скопированы, с узоров золотого алтарного образа Базилики св. Марка. Перед тем, как продемонстрировать это наглядно, я повторю свою мысль: если человек любит действительно, любит всерьез, он готов отдать все предмету своей любви, так с бриллиантами для любимой женщины, так с убранством для Базилики - это не бессмысленная трата денег и сил, нет-нет, это любовь к Богу, к прекрасному, к совершенству. Вот не самый удачный снимок Пала д'Оро во всем его великолепии:





Ну а теперь, об украшениях Шанель. Их формы, цвета, расположение камней и тип инкрустации уж очень похожи на те, что использованы в Пала д'Оро. Коко определенно любила шикарные византийские религиозные убранства, а Базилика Св. Марка - это совершенно уникальный архитектурный памятник, где Византия преломилась в чисто венецианском понимании прекрасного.












 




 




Чтобы закончить с Пала д'Оро, предлагаю вам фотографии с некоторыми сюжетами, чтобы лучше рассмотреть эту интереснейшую технику сочетания золота, эмали и драгоценных и полу-драгоценных камней.








И под конец мне хотелось бы в двух словах рассказать о выставке сокровищ св. Геннария, которая проходит сейчас в Неаполе. Св. Геннарий был одним из первых епископов Неаполя, он потерпел мученическую смерть в 305 году и является покровителем города. Святому мученику принадлежит огромное количество чудес, в благодарность за которые жители города и многие паломники годами и десятилетиями совершали дарования, так возникло знаменитое собрание сокровищ св. Геннария, которое по праву считается самой дорогой и богатой коллекцией драгоценностей из всех существующих в мире. Главный шедевр этого собрания - огромное ожерелье, выполненное в своей изначальной версии в XVII веке, и позднее дополненная камнями, дарованными герцогами Бурбонскими, Наполеоном, который странным образом не только не осмелился обворовать этот огромный фонд, как делал он во всех захваченных им городах, но даже совершил дар святому, и герцогами Савойскими. Это ожерелье весит 12 кг., и сделано из золота, изумрудов, сапфиров, рубинов и бриллиантов.


Ожерелье из собрания драгоценностей св. Геннария, самое дорогое ювелирное произведение в мире




Экспонаты выставки сокровищ св. Геннария: митра из позолоченного серебра, изумрудов и рубинов и чаша для хранения остий (pisside) из золота, кораллов и малахита

выставки, ювелирные украшения

Previous post Next post
Up