"Здесь покоится Сальвино Армати, изобретатель очков.
Да простит его Бог за его грехи. 1317 г."
Эпиграф на надгробии в флорентийской церкви Santa Maria Maggiore
Надгробия этого увы уже давно не существует, церковь несколько раз разрушалась и вновь отстраивалась, и в результате этот чудный указатель на одного из потенциальных изобретателей очков исчез, но память о нем жива.
Для кого-то очки - это лишь возможность лучше и четче видеть мир и читать тексты, написанные слишком мелким шрифтом, для кого-то - способ скрыться от посторонних глаз, эдакое подобие вуали, для кого-то - это спасение от мимических морщинок, неизбежно появляющихся, когда мы щуримся от яркого летнего солнца. Но для некоторых людей очки - это все, это вторые глаза, это второе лицо, это маска, это часть стиля, это ирония, это способ выразить собственный внутренний мир и видение мира внешнего. Именно так, трепетно и любовно, к очкам относится Элтон Джон, певец, который был вынужден прибегнуть к этому предмету из-за проблем со зрением, но сделавший из него фетиш, часть своей жизни, и собравший огромную коллекцию самых странных, необычных, эксцентричных очков, с которой он не расстается даже во время путешествий.
Да, в очках есть что-то таинственное, действительно напоминающее вуаль, помните блоковскую "Незнакомку": "И странной близостью закованный, смотрю за темную вуаль, и вижу берег очарованный и очарованную даль".
Фотография Одри Хепберн и очки-вуаль 50-е годы
Но поговорим о формах. В прошлом году, как все мы помним, были безумно популярны авиаторы и кошечки (
Модные очки), сейчас, смотря на витрины и разглядывая новинки, у меня создается впечатление, что модных форм по сути нет, носи что хочешь, что нравится, что идет, что соответствует настроению. Но главное, о чем нужно помнить, что как и в моде в целом, в том что качается очков, новых форм нет и, полагаю, их было бы довольно сложно создать, все это уже было, уже жило и уже носилось.
Одна из интереснейших форм - это очки-бабочки, последние пару сезонов их не видно в магазинах, но если вы помните, не так давно их предлагала Миучча Прада. Но форма эта, как все в нашем мире, не нова, кроме того, она не лишена не только эстетического, но и смыслового и знакового содержания. Многие поэты сравнивали человеческий глаз, и даже не столько глаз, сколько взгляд, с полетом бабочки, которая порхает с цветка на цветок, с предмета на предмет, а веко - со взмахом крыльев этого чудного насекомого. Да и названия бабочек тоже напоминают нам именно об этом органе, самое известное из этого вида насекомых - это, безусловно, Павлиний глаз. Любопытно и то, что слова "бабочка" и "веко" в латинском языке однокоренные, papilio (бабочка) и palpebra (веко) происходят от глагола palpitare (двигаться, вибрируя), а он в свою очередь от корня spal.
Бабочка papilio ulysses и очки 50-е годы
Бабочка papilia palinarus и очки 50-е годы
Бабочка graellisa isabella и очки 60-е годы
Бабочка salamis duprei и очки 50-е годы
Бабочка curetis tagalica и очки Prada
Бабочка phoebis philea и очки Oliver Goldsmith
Бабочка pierella dracontis и очки Dior 70-е годы
Очки в форме кошачьего глаза также, помимо эстетики, не лишены смысла. Помните стихотворение Анны Ахматовой (почему-то, говоря о глазах, потянуло меня на поэтов серебряного века): "Это рысьи глаза твои, Азия, что-то высмотрели во мне...". Да, у Азии дикие рысьи глаза, у Европы, возможно - более мягкие кошачьи, а у России, находящейся между одной и другой частями света, глаза дикой кошки, или тонкой элегантной сиамской масти, это уже не рысь, но еще не отъевшийся, домашний, преданный и доверчивый зверек. Но оставим поэзию, и посмотрим, опять же, на моду. Как известно, кошечки были очень модны в 50-е годы и пару сезонов назад триумфально вернулись, и надо сказать, что если не выбирать особо экстравагантные модели, cat-eyes могут очень неплохо выглядеть и красить лицо. Очень эксцентричные модели для особо модных личностей можно увидеть в знаменитом фильме Феллини "Dolce vita" или в модных показах Prada прошлого лета и этой зимы.
Кошачьи глаза и очки 50-е годы
Кошачьи глаза и очки 50-е годы
Рысь и очки 50-е годы
Глаза пантеры и очки Yves Saint Laurent
Кошачьи глаза и очки Prada
Огромные квадратные или закругленные очки на пол-лица тоже имеют не только свою особенную функцию - скрывать нас от посторонних глаз - но и собственные "корни". Они ассоциируются у меня прежде всего с карнавальными масками, которые надевались для того, чтобы не быть узнанным на празднике и чувствовать себя свободным делать все, что угодно. Несчастных celebrities, надо сказать, такие маски не спасают от любопытных взоров уличных зевак и хищных фотокамер ушлых папараци, что бы те, бедняжки, ни одевали, все, чем они занимаются, становится достоянием общественности и наполняет страницы бессмысленных журналов и блогов о жизни знаменитостей. Да и Казанову, надо сказать, маска и длинный плащ от тюрьмы не спасли, но, видимо, это какое-то подсознательное ощущение, маска или огромные темные очки на лице дают нам некоторую внутреннюю свободу.
Венецианская маска и очки 60-е годы
Венецианская маска и очки 60-е годы
Венецианская маска и очки Linda Farrow Luxe
Венецианская маска и очки Gucci
Последняя и, пожалуй, самая загадочная форма очков, о которой я хочу сказать пару слов, - это та, что напоминает математический символ бесконечности, перевернутую цифру 8, ∞. У этого знака действительно огромная символика, в христианской культуре круг является визуальным синонимом вечности, отсюда и пасхальное яйцо - как символ того, у чего нет ни начала ни конца. Примерно то же воплощает в себе математический знак бесконечности, который в философии является обозначением непостижимого величия, чего-то, что своим масштабом выходит за рамки человеческих возможностей познания мира. И очки в форме этого знака также, помимо эстетического аспекта, заключают в себе смысл и символику. Что может быть непостижимее человеческого глаза, именно взгляд является отражением внутреннего мира, отражением нашей души, которую физическим, научным и каким бы то ни было другим доступным человеку методом постигнуть невозможно. Душу можно постигнуть только душой, это как "подобное подобным".
Лемниската Бернулли, которая в декартовой системе координат выражается в формуле (x2 + y2)2 = 2a2 (x2 - y2), и очки Tom Ford
Фреска в церкви Сан Клементе в Риме, изображающая Распятие, у подножия которого древо жизни с ветвями в форме символа бесконечности и очки 50-60е годы
Свастика - буддистский символ бесконечности и очки 60-е годы
И под конец мне хотелось бы написать пару слов о производстве. Невероятно, но факт, практически все очки в мире производятся в одном и том же месте, а точнее в малюсеньком регионе на северо-востоке Италии в живописнейшей части итальянских Альп, Доломитах. Именно там, недалеко от города Беллуно, находятся две огромные фабрики, которые производят очки для всех самых известных брендов, французские Chanel, Dior, Yves Saint Laurent, американский Calvin Klein и Ray Ban, итальянские Prada, Salvatore Ferragamo и все-все-все, что на слуху, что на страницах модных журналов и на лицах большинства модников мира производится на этих двух семейных предприятиях, Luxotica и Safilo. А город, в котором зародились эти фабрики, называется Pieve di Cadore, и знаменит он не только тем, что в нем родился известнейший художник итальянского Возрождения Тициан, но и тем, что именно этот небольшой городок, находящийся посреди гор, изначально поставлял очки всему миру. Со временем фабрики перенесли чуть ближе к Венеции и к аэропортам из-за проблем с логистикой, но в Пьеве остался замечательный музей очков, на его
сайте можно увидеть некоторые из экспонатов.
Экспонаты музея очков в Пьеве ди Кадоре