С 18 февраля по 5 июня в нью-йоркском музее Cooper-Hewitt проходит выставка французского ювелирного дома Van Cleef & Arpels, так что если в окажетесь в "Большом яблоке" (никогда не могла понять, почему его так называют) и захотите увидеть много красоты, то идите прямиком в восточную часто Манхэттена на пересечении со знаменитой Пятой Авеню, и всего-то за 15$ (как дешево, однако, стоят билеты в американские музеи, европейцы подороже будут) вы попадете в золото-бриллиантовый рай. Мне безумно жаль, что я там явно в этом году не окажусь и не смогу увидеть эту выставку, потому что судя по описаниям, это что-то невероятное: 350 ювелирных изделий из частных коллекций и из коллекции самого дома, а также эскизы и зарисовки украшений из архивов Van Cleef & Arpels, никогда и нигде ранее не выставлявшиеся.
Акварельная зарисовка браслета "Паспарту"
Мне очень сложно как-то комментировать эти ювелирные украшения, и кроме "как же это красиво" у меня нет других слов. Я постаралась скомпоновать их по годам, чтобы можно было лучше проследить, как изменялись вкусы, формы, стили. От геометрических форм Арт Деко начала века до этнических мотивов 70-х годов.
Ожерелье "Manchette" 1926 г., браслет "Jarretière" Марлен Дитрих 1937 г., брошь "Букет" 1937 г., брошь "Пион" 1937 г.
Одной из главных особенностей украшений этого старинного французского ювелирного дома является необычный и запатентованный способ огранки камней, которые тщательно подбираются по форме и вставляются в металл таким образом, что золота практически не видно. Особенно хорошо это можно проследить в броши "Букет" и "Пион", где камни посажены настолько тесно и плотно, что огранка совершенно не видна.
Брошь "Camargo" 1942 г., брошь "Снежинка" 1948 г., колье "Инду" 1950 г., часы 1940 г.
Другой особенностью ювелирных украшений Van Cleef & Arpels является то, что очень часто это вещи-трансформеры, так к примеру, эта брошь в виде чудесной райской птицы при желании становится подвеской, ожерелье Manchette превращается в браслет, не говоря уже об удивительных
колье Zip, которые были представлены в обновленном виде в этом году в рамках Недели высокой моды в Париже.
Брошь-подвеска "Walska" 1971 г., диадема Грейс Келли, 1976 г,
От цветочных мотивов и сюжетов, позаимствованных у природы, постепенно ювелиры дома начинают переходить к этническим темам, это связано прежде всего с тем, что у Van Cleef & Arpels появляется все больше клиентов из Ближнего и Дальнего Востока. Голова Будды мне, признаться, не очень по душе, а вот эта японская бабочка мне кажется чудесной, с большим удовольствием бы пару раз надела.
Колье с подвеской 1971 г., брошь "Голова божества" 1970 г., брошь "Kirumakie" 2004 г.
Кроме того, мне показалось очень интересным интервью с дизайнером, который оформил эту выставку, Patrick Jouin. Он рассказал об интереснейших решениях и о том, как ему удалось "поженить" эти чудные произведения ювелирного искусства с не менее красивым зданием музея. Я ни разу в жизни не видела, как оформляются выставки, и слушала буквально с открытым ртом.
Click to view
Другое очень любопытное видео, которое Van Cleef & Arpels сделал в честь открывшейся выставки, рассказывает о процессе создания ювелирного украшения, и оно мне показалось даже еще более любопытным. Посмотрите, как делаются все эти колье, броши, серьги, браслеты, которые потом нам дарят мужчины, а мы в свою очередь с удовольствием носим. Я ни раз была в ювелирных мастерских и наблюдала за процессом, но конечно же это не были вещи такого уровня и такого качества. Да, я знала, что сначала делается зарисовка, эскиз украшения, причем непременно в цвете, потом делается каркас и вставляются камни, часто украшения делаются под камни, а не наоборот, потому что некоторые драгоценные камни настолько чудесны, что нужно умело показать их природную красоту. Но для меня, признаться, было открытием, что в серьезных ювелирных домах существует промежуточная фаза между эскизом и созданием украшения, когда создается никий прототип, а потом уже дизайн переносится на драгоценные металлы и камни.
Click to view
Я очень люблю украшения этого ювелирного дома, хотя мне кажется, что их очень непросто носить, они настолько красивы сами по себе, что могут затмить не только наряд, но и саму обладательницу. Замечательно эти украшения умели носить Мария Каллас и Лиз Тейлор, которые одевали их с очень простыми, как правило черными, платьями, таким образом акцент был только на одно украшение, как в знаменитом наряде Тейлор для свадьбы с Ричардом Бартоном, где нехитрое длинное желтое платье невесты украшено только брошью Van Cleef, больше на ней нет никаких украшений (не считая ужасающего, пардон, венка из цветов на голове, да и сигаретку на месте Бартона я бы не курила, когда тебя фотографируют в день твоей свадьбы с женщиной твоей мечты, но это так, к слову).
И под конец мне хочется рассказать два слова об огромной любви к балету, которая всегда отличала этот ювелирный дом. В свое время Van Cleef & Arples создал целую коллекцию под названием "Ballet Precieux" в честь сорокалетия балетной постановки Джорджа Баланчина "Драгоценности", где красота драгоценных камней выражена в танце. Цвета нарядов балерин сменяются в соответствии с камнем, который они представляют, "танцуют", балет состоит из трех частей: "Изумруд", "Рубин" и "Бриллиант" и соответственно начинается с зеленого изумруда, потом красный рубин, а затем желтые и белые бриллианты. Именно это произведение чудесного хореографа родом из Грузии и вдохновило ювелирный дом на создание брошей в виде балерин.
Чудный лебедь Анна Павлова и брошь Van Cleef & Arples
Марго Фонтейн с Рудольфом Нуриевым и брошь Van Cleef & Arples
Марго Фонтейн и брошь Van Cleef & Arples
Екатерина Максимова и брошь Van Cleef & Arples
Красавица Майя Плисецкая и брошь Van Cleef & Arples
PS
Здесь можно почитать статью Екатерины Истоминой о выставке Set in Style