Какой-то поток консультирующих и образовательных частных организаций в сфере закупок образовался. За последнюю неделю пришли ТРИ новые организации, о которых раньше я вообще не слышал. Все хотят обучать заказчиков и участников заказов, консультировать - в общем, зарабатывать рядом с госзаказом. В связи с этим хочу некоторые моменты пояснить.
1. Я против посредников. Я понимаю, что много где без них нельзя обойтись, но нужно очень чётко разделять, когда обойтись можно (и нужно), а когда нельзя. Когда человек хочет сохранить и приумножить деньги, он идёт в банк и делает вклад. Когда человек хочет заработать на госзаказе, он сначала идёт к посреднику, чтобы тот за него составил заявку, затем идёт к другому посреднику, чтобы тот за него сделал поручительство (банковскую гаранти), потом... остаётся ни с чем. Дурость, на мой взгляд. Сегодня достаточно источников знаний, чтобы (при желании) самостоятельно научиться размещать заказы или участвовать в них так, чтобы в 90-95% случаев всё было на ОК. А по 5-10 % частных случаев консультироваться выйдет проще и дешевле.
2. Вытекающий из п.1: на сегодня в Приморском крае я лично не знаю ни одной организации, которая может компетентно заменить заказчику или участнику его самого. У нас полно примеров следующего рода:
- частный сайт собирает информацию по всем тендерам и продаёт свои услуги участникам. К нам приходит жалоба участника, что он не смог поучаствовать в аукционе, т.к. на площадке его не нашёл. Заходим на официальный сайт (
http://zakupki.gov.ru/), находим аукцион. Начинаем выяснять - участник не нашёл аукцион на частном сайте, потому что тот этот аукцион почему-то перименовал;
- "консультант и специалист по госзаказу" подаёт нам жалобу, что его заявку отклонили необоснованно. При рассмотрении выясняется, что заявка отклонена правомерно, т.к. "специалист" не предусмотрел элементарной вещи;
- "консультант" заключает с заказчиком договор на разработку идеальной документации - последняя обжалуется и в ней находится нарушение;
- про банковские гарантии вообще смысла нет особо много рассказывать, т.к. по нашей практике подавляющее большинство гарантий, полученных через посредников, являются поддельными.
И т.д.
3. На мой взгляд, лучше всего сферу госзаказа знают: ФАС России, Минэкономразвития, арбитражный суд, некоторые организации-посредники. Не обязательно в таком порядке. Первые трое являются практиками - они регулярно, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени применяют 94-ФЗ. Последние - если постоянно анализировать практику ФАС, разъяснения МЭР и практику судов, можно стать очень хорошим знатоком законодательства. Но таких в Приморье я, повторюсь, пока не знаю. И когда я вижу объявления "учим применению ФКС", а в составе участников нет ни ФАС, ни МЭР, я сразу понимаю, что это, извините, стрижка лохов. О причинах так думать
писал тут.
4. ФАС России (и Приморское УФАС в частности) - это государственный орган, который оказывает бесплатно то, что сегодня называют государственными услугами. Т.е. у заказчика или участника есть выбор - заплатить денег дяде с непредсказуемым эффектом, либо бесплатно получить позицию правоприменителя. Да, УФАС это не консультация, но по большей части мы не отказываем консультировать, т.к. лучше предупредить, чем выявить и наказать. Кстати, МЭР тоже госорган и к нему вышеуказанное также относится. Например, буквально на днях МЭР провёл семинар по контрактной системе. Программа
тут, а видео с семинара тут (
1 день,
2 день,
3 день). Порядка 20 часов бесплатного обучения ФКС от первоисточников, пользуйтесь. Или заплатите посреднику за художественную читку - выбор же очевиден, да?..
5. По семинарам и конференциям. ИМХО, без сотрудников ФАС и/или МЭР и/или суда - это деньги на ветер. По вышеуказанной причине - теоретики могут рассказывать заказчикам и участникам много разного, но УФАС, а за ним суд решит иначе. Тем более, что в силу определённых причин у нас пока нет полного единства в правоприменительной практике, т.е. УФАС и суд, например, Калининграда могут принять совершенно иное решение по схожей ситуации, которую рассматривали УФАС и суд по Приморскому краю. Поэтому мнение "частника" из Калининграда о том, как ситуацию будут решать в Приморье, скажем так, не слишком убедительно. При этом, по мере возможности, мы обязательно и бесплатно принимаем участие в семинарах и т.п. образовательных программах, которые организуют заказчики и организации. Хотя тут есть пара "но".
Во-первых, когда, например, управление образование организует семинар для школ края - однозначно участвуем. Если школа, две, три просят организовать для себя - нет. Ну, объективно, мы не можем читать лекции для каждого заказчика, нужно собрать хотя бы небольшую группу.
Во-вторых, если семинар организует, например, предпринимательское сообщество для своих членов-предпринимателей и он для них бесплатный или по минимальной цене, чтобы отбить затраты на организацию - да, скорее всего, мы тоже участвуем. Но если семинар/обучение организует частная организация, для которой это способ заработка (ВУЗы тоже сюда относятся) - УФАС в таком не участвует. Нашим сотрудникам не запрещено (законом) зарабатывать чтением лекций за плату, но - в нерабочее время и договариваться нужно не с УФАС, а непосредственно с сотрудником.