В "Российской газете" написали о том, как обратиться к президенту.
Написать президенту, премьер-министру или пожаловаться на сложную ситуацию в то или иное министерство сейчас может кто угодно.
На сайте президента России (
president.kremlin.ru) есть раздел "Обращения". Вам будет необходимо предоставить информацию о себе - фамилию, имя и отчество, адрес электронной почты, выбрать тематику обращения, после чего достаточно кратко изложить суть обращения. Кроме того к письму можно приложить файл - текст, фотографию и даже видео.
Стоит также обратить внимание на раздел "Мобильная приемная" (
letters.kremlin.ru/claim), которая позволяет отправить жалобу на действия различных должностных лиц, которые гражданин считает незаконными. Здесь помимо имени и электронной почты необходимо будет указать домашний адрес - на него будет направлен официальный ответ.
На сайте премьер-министра РФ (
premier.gov.ru) также есть раздел под названием "Письмо премьеру". Изложив суть обращения, не забудьте подписаться, указать электронный и домашний адреса. Такие обращения в установленный срок регистрируются и отправляются в соответствующий орган или непосредственно должностному лицу.
Помните, что вам обязательно должны направить официальный ответ на ваше обращение. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" говорит о том, что письма рассматриваются в течение 30 дней, начиная с даты регистрации обращения. Следует также иметь в виду, что не с каждой проблемой стоит обращаться непосредственно к президенту или премьер-министру. Например, если в вашем районе проблемы с горячей водой, то они здесь совершенно ни при чем, это вопрос, входящий в компетенцию чиновников коммунального хозяйства. Кстати, главе государства можно просто, что называется, "пожаловаться на жизнь" - для этого существует президентский интернет-дневник, или блог (
blog.kremlin.ru).
Составляя обращение, не забывайте, что ваше письмо будут читать живые люди, поэтому старайтесь писать грамотно, не путаться в мыслях, избегать ярких метафор, излагая лишь суть дела - хотя бы для того, чтобы уложиться в лимит 2000 знаков.
Отдельного упоминания заслуживает так называемая электронная приемная президента (
letters.kremlin.ru/electronic-receptions). Она представляет собой сеть терминалов (они похожи на терминалы для оплаты сотовой связи), расположенных в 186 городах по всей России. В электронной приемной можно отправить сообщение и даже пообщаться по видеосвязи с сотрудником приемной Администрации президента. Так что если у вас нет компьютера, но есть что сказать, - воспользуйтесь терминалом. Только не забудьте взять с собой паспорт - системе потребуется считать ваши данные.
Есть виртуальные приемные и у областных и городских правительств. Например, москвичи могут отправить письмо в столичное правительство на сайте
www.mos.ru, а жители Санкт-Петербурга на сайте правительства Северной столицы -
gov.spb.ru.
Не стоит забывать и о таком важном государственном органе, как Общественная палата, которая, согласно закону, "осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления". Сайт
www.oprf.ru содержит раздел "Обращения граждан", где, указав все данные о себе, вы также можете составить сообщение.
Разумеется, в рамках одной статьи невозможно перечислить все министерства, государственные департаменты и службы. Для этого на сайте "Российской газеты" существует специальный раздел под названием "Контакты органов государственной власти для обращений граждан" (
rg.ru/goscontacts.html). Резюмируя, скажу, что писать обращения в государственные органы можно и нужно. "Перегибы на местах" случаются часто, и ставить о них в известность вышестоящих начальников - это нормальная практика гражданского общества.
©"Российская газета"
От себя добавлю три момента:
1. Не нужно писать в 50 адресов. Всё равно работать будут реально от 2 до 5 органов власти, остальные отпишутся, что это не в их компетенции - что на самом деле так - но при этом они потратят время на эту отписку, которое можно было бы потратить на что-то более полезное. Узнайте 2-3 органа, которые могут повлиять на ситуацию, и напишите конкретно туда.
2. Если вы не обращались в нижестоящие органы, не стоит писать сразу президенту. Всё равно, скорее всего, ваше обращение будет спущено на самый низ, но если, например, во Владивостоке вы можете за пару часов приехать в центр и, скажем, в то же наше Управление сдать заявление, то это же заявление адресованное президенту, скорее всего, сначала будет направлено в ФАС России, а ФАС затем его перешлёт нам - итого 2-4 недели только пересылки заявления.
3. Формулируйте лучше. По нашей статистике около трети, а где-то и половина (в зависимости от направления) обращений остаются без рассмотрения, так как в них написано непонятно что. Пример: не так давно пришло рукописное письмо почти на 10 листах. В начале идёт что-то вроде "уже 6 лет не могу оформить документы" и далее на 10 листах описание судебных споров и тяжб. В конце приписка "направляю вам материалы судов" и всё. Чего хотел-то человек? Совершенно непонятно. Зато потом этот человек будет жаловаться, что госорганы не помогают и ничего не делают.