Эта шайтан-арба могла заехать в Елабугу еще в начале прошлого века. Она просто обязана была прибыть, все условия для того были созданы. Город был населен богатыми купцами, поблизости коптил большой химический завод, соседние Челны являлись крупным хлебным хабом. В стране разворачивалось строительство железных дорог, еще больше было прожектов. В 1894 году железная дорога пришла в Казань, дав мощный толчок для экономического развития. Следующим пунктом должен был стать Екатеринбург или Челябинск. Куда пойдет железная дорога дальше? Журналисты прошлого века осторожно предполагали, что ее маршрут пройдет через Мамадыш, Елабугу и дальше через Урал на Сибирь.
Но дорогу проложили севернее - через Сарапул. Оба города стоят на Каме - основной транспортной артерией, по которому происходила тогда коммуникация с остальной страной. У Сарапула появилась железная дорога, а Елабуга, вечная его соперница, сразу же сдала свои позиции, оказавшись на периферии, вдали от основного транспортного коридора. На фото строительство железной дороги возле Казани.
В проигрыше осталась не только Елабуга. Вятская губерния, в которую она входила была огромна, в стороне от современной магистрали остались и другие города. В муниципалитетах стали чесать репу, что делать дальше? Отсутствие железной дороги ощутимо отражалось на экономике. Так, знаменитый Бондюжский (сейчас г. Менделеевск) химический завод Ушковых, несмотря на миллионный оборот производства, заметно буксовал в развитии. Производство хоть и не сокращалось, но и не увеличивалось. А рост должен присутствовать постоянно, иначе сожрут конкуренты - так работает капитализм.
Приемлемое решение нашлось. По утвержденному Николаем II положению второго департамента Государственного Совета от 26.08.1913 Московско-Казанское общество должно было за свой счет соорудить железнодорожную линию от Яранска до Елабуги через Уржум и Малмыж.
Решение, надо сказать, так себе. Не вкладывая государственные средства, свалить все на частника, накинув на него дополнительную нагрузку. Таких «решениях» и в наши дни редко реализуются, а тогда тем более. Проект не состоялся.
Линию не построили возможно из-за начавшейся войны, но есть и другая версия. Железная дорога была не выгодна местным купцам, прежде всего знаменитому И.Г. Стахееву, который в том числе был крупнейшим перекупщиком зерна. Зерно он перевозил баржами по воде, для этого у него имелся солидный флот. А что, если появится железная дорога, которая работает круглый года, куда прикажете девать их? Переплавлять в паровозы?
Стахеев подсуетился, принял меры и проект благополучно заглох. Железную дорогу даже не начали проектировать, а Елабуга до 60-х годов оставалась глухим медвежьим углом.
В мае 2023 года я прочитал в старом номере газеты статью о несостоявшейся железной дороги за авторством С. Мясникова (именно там излагается версия о вмешательстве Стахеева) и загорелся идеей проехаться по этому маршруту.
Картинку можно увеличить:
Вот примерно так выглядел бы он на старой карте. Современная дорога до Уржума совпадает со старой, а вот от Уржума до Яранска раньше ее не было, а ее дорисовал сам (красная линия). Сейчас путь от Елабуги да Яранска составляет 440 км.
Вообще, захватывала не столько история, сколько само направление Елабуга - Яранск. До революции это города одного региона, и ничего необычного в их связности не было. Уржум был на прямом пути в столицу губернии Вятку. Теперь это Кировская область, а мы - Татарстан. Мало кто из живущих здесь вообще знают про эти города. Да что там, я и сам, например, узнал о Яранске только после статьи в газете. Старинный город, в дневной транспортной доступности, как не съездить?
Первый пункт маршрута - Малмыж. Самый главный человека Малмыжа - это мой старинный ЖЖ-френд
begemot_0007. Вот эта надпись висит на стене его адвокатской конторы. Бегемот-абы суров, но справедлив.
Юридическая контора располагается в старинном здании, надо полагать это объект культурного наследия.
Впрочем
begemot_0007 суров только с непрошеными гостями, а с нами он оказался покладист и добродушен. Пойдемте, говорит он, я покажу вам Малмыж!
Малмыж был и остается городом со стабильно убывающим населением. Пиковая численность была зафиксирована переписью 1979 года, с тех пор прирост находится в красной зоне. Сейчас здесь проживают 8234 человека.
Городок депрессивен, зато сохранил провинциальную душевность. Тут не забыто искусство рукотворных афиш.
Памятник Ильичу в некотором расстройстве, но стоит и, как ему положено, определяет центр города.
Малмыж получил статус города (без уезда) в 1584 году, как пригород Казани. в 1780 году во время административной реформы Екатерины II он был определен уездным городом. Как, кстати, и Елабуга и Яранск. Все три города перечислены в одном документе, у них одна общая метрика.
А еще в Елабуге раньше главная улица называлась Малмыжской. А в Малмыже улицы Елабужской нет.
Малмыж нам показался приятным местом, мне вообще очень нравятся такие места. Если содрать всю эту рекламную шелуху, убрать машину, то можно будет снимать здесь кино про попаданцев в СССР. С такими приятными, щемящими сердце антуражем.
Даже расписания автобусов тут такие теплые, ламповые)
Река Шошма, не чужая мне. На ней я начинал свою рыбацкую карьеру.
Мост через Шошму (ударение на первом слоге, не путать с Шешмой, которая впадает в Каму). Мы с
begemot_0007 Если Малмыж находится в непосредственной близости от железнодорожной магистрали (60 км от Вятских Полян), то Уржум находится вдалеке от основных магистралей. Город чуть побольше Малмыжа, находится он на берегу одноименной речки. До большой воды Вятки от Уржума еще 10 километров.
Городок так же уютен, не обезображен не прогрессом, лишь слегка отмечен благородной ветхостью) Деревянные окна на административных зданиях здесь идут в паре с теми еще, старыми добрыми решетками.
Город знаменит тем, что тут родился Сергей Миронович Киров
Газ в Кировской области есть далеко не везде. Многие жители продолжают в 21-м веке греться дровами.
Огромный, словно бы построенный на вырост, собор - главная архитектурная достопримечательность Уржума. И свидетельство богатого купеческого прошлого.
Троицкий собор. Выстроен на южный манер, неовизантийском стиле.
Уржум с дореволюционных времен не сильно вырос, сейчас здесь проживают 8.5 тыс жителей. После убийства Кирова, уржумцы вышли с инициативой переименовать их город в честь земляка. Но их земляк оказался слишком велик для такого маленького городка. Кировом назвали Вятку.
Едем дальше, и вот он, Яранск! На въезде нас встречает могучий собор Троицы Живоначальной. Три города несостоявшейся ЖД-линии объединяет то, что и в Елабуге, и в Уржуме, и в Яранск выстроены огромные, несоразмерные населению храмы. Когда был возведен Спасский собор, в нем могли поместиться все жители Елабуги. Но Елабуга выросла многократно с тех времен, а Уржум и Яранск - почти нет
Яранск почти вдвое больше Уржума, здесь проживает 14 тыс человек.
Администрация Яранска. Соскобли асфальт и можно снимать тут фильмы про царские времена. Даже флаги снимать не надо.
Яранск тоже живет на дровах. Поленницы уложены прямо на городских улицах. Было холодно, и многие жители в этот день топили печи. Из труб домов валил дым - очень живописная картина. Такого я давно не видел.
Тут еще до сих пор стоят деревянные многоквартирные дома, и в этих бараках живут люди.
Деревянные тротуары, на северный манер. Уютно.
Крепкие купеческие дома, изуродованные рекламой и слепыми глазницами пластиковых окон.
Дом народного творчества. Здание хоть и купеческое, но сильно реконструированное в советское время. Раньше здесь были типовые торговые ряды, а сделали из него образцовый ДК с колоннами!
Ну вот и главная цель путешествия - железнодорожная станция Яранск. Ее построили почему-то не в городе. От центра до нее 4 км.
Железная дорога тут в отличие от Елабуги была все же построена, но много позже, и не совсем так, как надо. Более того, история ее появления - это 33 несчастья, череда несбывшихся надежд, которые в конце концов сбываются, но только наполовину.
О железной дороге в Яранске стали мечтать тоже еще в конце позапрошлого века. Но городу не повезло, основные линии прошли мимо него. В силу вытянутости страны, железнодорожные магистрали в наших краях проходили с запада на восток, т. н. широтными ходами. Яранск, как и Елабуга оказывались посередине между ними. Поэтому городам-неудачникам оставалось ходатайствовать о строительстве поперечных перемычек между широтными ходами. Яранск это делал неоднократно, начиная с 1904 года. Дорогу каждый раз обещали провести, но все время что-то мешало. То первая мировая война, то гражданская смута, Великая Отечественная война, послевоенная разруха - всегда находились более приоритетные проекты, куда направлялись средства. Обстоятельно об истории строительства железной дороги на Яранск рассказывается в
статье Владимира Жаровина.
Изыскания к проекту начали проводить еще в 1928 году. Предполагалось построить перемычку Казань - Краснококшайск (сейчас Йошкар-Ола) - Яранск - Шахунья, чтобы соединить две магистрали.
На рисунке: черная линия - существующая железная дорога, зеленая пунктирная и красная линия - не построенная дорога. Имелось два варианта соединения с северной магистралью к Шахунье (красная) и Котельнич (зеленый пунктир)
Строительство началось в 30-х годах, с не очевидной стороны - из Йошкар-Олы. Железную дорогу вели лесорубы. Вся Мари-Эл - это ведь сплошная тайга. Рубили лес, а для его вывозки прокладывали «железку». Со стороны же Яранска навстречу лесорубам тоже начали пробиваться, но только после войны. Успели проложить только 30 км насыпи, прежде чем стройку заморозили.
А лесорубы продолжали свое дело. К 1953 года они добрались уже до границы Яранского района, до города оставалось всего 20 километров. Вот она долгожданная дорога! Но, увы, лес тут кончился, и лесорубы ушли отсюда. Более того, уходя они начали разбирать дорогу, т. к. она была их собственностью.
Железную магистраль до Яранска удалось протянуть только к 1976 году. Тут построили вокзал, водонапорную башню, запустили грузовые поезда, наладилось пассажирское сообщение. Но, опять таки до Йошкар-Олы и Казани, столиц соседних регионов. А до собственного центра путей как не было так и нет.
Рейсов здесь немного, станция безлюдная. Тупиковая. В помещение вокзала нам попасть не удалось. Оно конечно же было закрыто. Но само здание не безлюдное. На улице стояла машина станционного смотрителя, или просто сторожа.