ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНЦЕСТА, СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ И ПРОСТИТУЦИИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ: МИФОЛОГИЯ И СВИДЕТЕЛЬСТВА ИСТОРИКОВ
Журнал «Сексология и сексопатология». - 2003. - № 2. - С. 29 - 34
Целью настоящего исследования явился поиск исторических сведений, относящихся к сексуальной жизни людей в глубокой древности, начиная с доисторического пе риода, для лучшего понимания некоторых негативных сторон сексуальной жизни современ ников. Эти сведения не утрачены безвозвратно с течением времени, напротив - их стано вится всё больше. Причина явления проста: всё больше памятников древности от крыва ется нам, и здесь надо лишь вдумчиво проанализировать свидетельства былого: мифы, предания, обряды, родившиеся вместе с абстрактным мышлением у протолю дей и посте пенно услож нившиеся; рисунки, скульптуру, предметы быта и пр.
Древняя мифология, основанная на дописьменном фундаменте, заложенном предшествующими поколениями, весьма важна для понимания истории сексуальности человека, поэтому следует рассмотреть некоторые мифические представления древних; тем более, что при ознакомлении с подробным описанием какой-либо религиозной системы мы видим явное сходство характеров и поступков божеств в духовном мире с людьми, выдумавшими этот фантастический мир. Современному человеку, наверное, не понять, до чего тесную связь чувствовали древние люди с богами. Так, в мифологии Древней Греции, на которую оказали значительное влияние древнейшие представления соседних народов Аф рики и Азии, отражено мировоззрение не только современников античности, но и даже людей палеолита. Мифология является источ ником многих сведений относительно прояв лений сексуальности в древнем мире.
Дж.Фрэзер [21] высказал мысль, что в глубочайшей древности, когда племена лю дей, давшие начало народам, жили в непосредственной близости друг от друга, их бо жества были весьма схожи и различались разве что по названию. Но постепенное рас сеивание племён с их последующей изоляцией друг от друга благоприятствовало разви тию раз личного понимания богов. Когда же, с постепенным прогрессом культуры, длительный период варварской изоляции стал клониться к закату, объединяющиеся народы внесли со своими ритуалами в общий национальный пантеон и своих богов, первоначальная иден тичность которых уже не просматривалась, но функции и сверше ния у них могли быть общими.
Материнское право и матрилинейность
В мифологии, эпосе, преданиях многое говорит о первоначальном, существовавшем в дописьменную эпоху, периоде матриархата - организации общества, основанной на материнском праве, когда женщина играла ведущую роль в общественной жизни. Люди повсеместно поклонялись единственной богине «Великой матери», воплощающей в себе все силы природы [1, 3, 14, 21]. О ведущей обществен ной роли женщины в эпоху палеолита свидетельствуют наскальные рисунки и скульп тура верхнего палеолита (40 000 - 10 000 лет назад), в также объекты неолита (9 000 - 5 000 лет назад), обнаружен ные в Европе, Се верной Африке и на Ближнем Востоке. Они дают нам представления о быте, филосо фии и сексуальной стороне жизни доисториче ских людей.
В этом плане примечательны находки в Европе и в Азии так называемых «Венер палеолита», которые передают обобщённый образ женщины - «женщины вообще», «материнского божества». Несомненно, женские фигурки имели культовое значение и играли центральную роль в совершении обрядовых действий, тем более, что аналогич ных мужских фигурок рядом с «Венерами» не обнаружено. Все фигурки имеют чрез вы чайно массивные живот, ягодицы, молочные железы. Применённая древними ху дожниками гиперболизация наиболее значимых для человека признаков жизненной силы свидетельствует о символизации женщины как основы всей жизни, а также о за рождении элемен тарных эстетических чувств по отношению к ней [15].
Согласно сообщениям Ф.Энгельса [23], в 1861 году швейцарский историк права J.J.Bachofen первым выдвинул и убедительно доказал, что у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые исключали всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии - согласно материнскому праву, как первона чально это и было у всех народов древности. То есть у греков, североафриканских и азиатских народов до единобрачия существовало такое устройство общества, когда мужчина вступал в поло вые отношения с несколькими женщинами, а женщина с не сколькими мужчинами, и это было обычной сексуальной нормой. Множество фактов матрилинейности у древних и современных народов привели в своих объёмных исследованиях Э.Б.Тайлор [16] и Дж.Фрэзер [21].
Шотландский исследователь материнского права Дж.Ф.Мак-Леннан [23] тогда же ввёл понятия «эндогамные» и «экзогамные общества». В эндогамных жёны и мужья находили друг друга внутри своего общества, а в экзогамных жён брали со стороны, чаще всего при помощи насилия. Исследователь исходил из того, что у многих прими тивных народов был широко распространён обычай убивать детей женского пола сразу после рождения (он существует в том или ином видоизменении в некоторых обществах и сейчас). Благодаря этому в каждом отдельном племени возникал избыток мужчин, следствием которого неизбежно должно было явиться совместное обладание несколь кими мужчинами одной женой - многомужество. Другими словами, у всех экзогамных народов в древности существовало многомужество, что вело к признанию кровных уз лишь по материнской линии (матрилинейность).
Но многомужество было и у эндогамных обществ. Так, Геродот писал (4. 104): «Агафирсы (скифское племя) - самое изнеженное племя. Они... сообща сходятся с женщинами, чтобы всем быть братьями и как родные не завидовать и не враждовать между собой» [4]. Отдельное положение занимает встречавшаяся ещё в XIX веке у сла вянских народов, а в древности у европейцев, арийцев, семитов патриархальная до машняя об щина - переходная ступень от матрилинейного группового брака к современ ной инди видуальной семье [23].
До сих пор в современном нам мире существуют примитивные матрилинейные общества: следы полиандрии (многомужества) можно и сегодня найти в Тибете, в некото рых районах Индии, где одна женщина вступает в брак с несколькими братьями [3]; Р.Грейвс [6] сообщает о матрилинейном обществе нага, живущем на юге Индии, и пле мени ком в Камеруне.
Свидетельством матриархального пережитка в V веке до н.э. является следующее сообщение Геродота [4] о ритуальных боях в честь богини плодородия - карфагенской Танит, проводимых девушками из ливийского племени авсеев (4. 180): «Девушки, разделив шись на две партии, сражаются друг с другом камнями и палками». О мужчи нах - авсеях Геродот говорил: «Совокупляются же они с женщинами сообща, не вступая в брак, но сходятся подобно скоту. Если у женщины родится вполне крепкий ребёнок, то спустя три месяца мужчины собираются вместе, и тот, на кого он похож, считается его отцом». Одна из ранних надписей шумерского правителя Урукагины, датированная 2350 г до н.э. гласит: «В прошлые времена женщины имели у нас обычай брать себе многих мужей; женщина, которая отважится сделать то же сегодня, побивается кам нями» [3].
Престолонаследие в племенах древних латинов также подчинялось правилам, выработанным первобытным обществом во многих частях мира: экзогамии, матрилинейности. Это делает понятным предания, что латинские цари рождались от отцов божест венного происхождения. Эти предания означают, что женщина зачинала ребёнка от неизвестного мужчины. Неопределённость отцовства свидетельствует о системе род ства, которая не считается с фактором отцовства [21]. Этот же элемент виден и в новозаветном сюжете о происхождении Иисуса Христа.
Таким образом, становится очевидным существование матриархата в древние вре мена практически повсеместно с неравными временными расстояниями завершения этого уклада жизни.
Инцест, сексуальное насилие и проституция в древнем мире
Вероятно, что инцест на низших стадиях развития семьи (кровнородственная семья) был нормой, при этом он не имел политического или культового значения. Затем нор мой стал и групповой брак внутри рода, при котором нельзя достоверно знать отца ре бёнка, что создаёт условия для матрилинийности. Так, Юлий Цезарь [22] (Гальская война 5, 14) отметил, что «жители внутренней части Британнии... жён человек по десять или по двенадцать имеют общих, особенно братья с братьями и родители с сыновьями; родившиеся от таких союзов считаются детьми тех, кто взял за себя их мать девицей».
Мужчины зависели от культового и экономического могущества матриарха, а зна чит, боялись и обожествляли его (вернее, её). Примечателен в этом плане рисунок из одной пещеры в Алжире, опублико ванный Е. Вардиман [3], на котором изображён охо тящийся мужчина, его гениталии посредством дугообразной линии соединены с гени та лиями женщины, руки женщины ритуально подняты. Маги ческая плодотворная сила женщины была привлечена к до быче пропитания, без жен ской магии всем грозил голод.
Женщины меньше нуждались в мужчинах, чем обычно нам это представляется; они не нуждались в мужчинах даже для зачатия, так как причинами зачатия считались божественные или магические силы [6], например, случайно попавшая в рот щепка от дерева: «И отскочила щепка, и влетела любимице в рот, и она проглотила её и в тот же миг по несла» - (папирус Орбинэ)[8]. Архаичные представления об оплодотворяющей силе ветра, к кото рому кобылы поворачиваются задом (вспоминается поговорка - «Ветром надуло»), донёс до нас Гомер (Илиада ХХ. 221-225) [5]:
«...по долинам три тысячи коней паслося,
Тучных, младых кобылиц, жеребятами резвыми гордых.
К ним не раз и Борей разгорался любовью на паствах;
Многих из них посещал, набегая конём черногривым;
Все понесли, и двенадцать коней от Борея родили».
Роль магических сил в зачатии прослеживается и в народных сказках разных стран.
Даже в ХХ веке сохранились племена, пребывающие в глубоком невежестве отно сительно биологической роли мужчины. Так, в племени беллонцев на Соломоно вых остро вах до 1940-х годов люди были уверены, что дети посылаются людям по милости предков, а единственная цель полового сношения - удовольствие. Ещё в 1960-х годах люди из племени тулли Ривер-Блэкс на севере Квинсленда верили, что женщина бере менеет от костра, на котором она с этой целью должна жарить рыбу, подаренную ей будущим отцом ре бёнка. В другом австралийском племени в это же время считалось, что женщина забеременеет, если поест человеческого мяса. В Папуа - Новой Гвинее племя хуа до сих пор убе ждено, что забеременеть может и мужчина, если он поест мяса опоссума, но при родах мужчина умрёт [19].
Обожествление матриарха и страх перед женщинами длительное время исключали сексуальное наси лие над ними внутри своего общества. Возможно, имела место обратная картина. Несомненно, изначальное существование биологически обусловленного сексуального на си лия мужчин над мужчинами, что определяло их социальный статус (данный архаизм до сих пор сохранился в люмпенизированной и уголовной среде). Для выпуска и направления мужской сексуаль ной энер гии по нужному руслу с возможностью духовного подчинения мужчин матриархат поро дил культовую (храмовую) проституцию, в том числе и гомосексуальную, которая и слу жила своеобразным «клапаном». Древнейший шумеро-аккадский эпос «О всё видавшем» («О Гильгамеше») [11], возникший почти 6000 лет назад и записанный с устных преданий шумеров на заре письменности - 4000 лет назад [1], свидетельствует об этом. Это поразительный рассказ о власти женщины над мужчиной, причём власти очеловечивающей, ли шаю щей мужчину прежней дикой силы и воли, но дающей взамен разум и знания (эпизод приручения дикого Энкиду через половой акт с Шахмат - иеро дулой из храма).
Человек изначально искренне верил в то, что доставляет удовольствие людям, должно удовлетворять и богов, а половой акт, в представлении древних, освящал пло дородие и процветание. Представления древних, будто боги подобны людям и в сексу альных отношениях, обеспечили сексуальности весьма важное место в культе. Сексуальность человека тесно взаимосвязана с историей развития его сознания. Священ ный половой акт совер шался на алтаре. Покровительница шумерских городов Урука, Забалама и Кулаба - богиня Инанна (аккадская Иштар) как богиня плодородия (значит, и сексуальных отношений) покровительствовала проституции («посвящённой» и «запретной»), в том числе и гомосексуальной. Праздник в честь свадьбы Инанны (Иштар) принимал массовый, оргиа стиче ский характер с бесчисленными повторениями половых актов до полного изнеможе ния вместе с низшими жрицами (иеродулами), с самоистязаниями и самооскоплениями [2, 9].
Самооскопления совершались в экстатическом состоянии при помощи специально приготовленных и вовремя поданых жрецами ножей. Когда же религиозный экстаз спадал, некоторые сожалели в своём внезапном поступке и горько оплакивали утрату, что нашло отражение в стихотворении Катулла «Аттис» [10]:
Горе, горе! Вечно плакать - вот отныне участь моя...
Нынче дева, был я мужем, был юнцом и мальчиком был.
Был я цветом всех гимнастов и красою был я борцов...
Мне ли быть богам служанкой? Мне ли быть Кибеле рабой?
Я ли буду оскоплённый жить менадой, частью себя?..
О Кибела, о богиня, ты, кого на Диндиме чтут!..
Возбуждай других к безумству, подстрекай на буйство других!
Здесь важно отметить, что оскопление человека (в греческой мифологии всё началось с оскопления Урана Кроном) имеет символическое значение лишения его власти, так как фаллос у приматов - символ власти. В силах грозного женского божества было реаль ное абсолют ное подчинение мужчин, лишение их собственной воли, превращение в бес полые существа, что устра шало. Оскоплённые посвящали себя слу жению Богине и до конца жизни обязаны были носить женские одежды и украшения, за нимаясь храмовой проституцией.
Вообще, к культу азиатских богинь изначально при матриархате и в дальнейшем, в патриархальное время были приставлены ев нухи, носившие женские одежды. Богини требовали, чтобы жрецы, персонифицировавшие их возлюбленных, приносили им в жертву свои детородные органы, показывая тем самым полную подчинённость. В античности евнухами были жрецы Кибелы, Арте миды Эфесской, Астарты [21]. Культ Кибелы встре чался на нижнем Рейне ещё в IV веке н.э. [3]. И до сих пор на севере Индии и в Пакистане сохрани лась культовая матриархальная про ституция: евнухи в женских платьях, известные как Hijras (Hijaras), являются поклонни ками Материнской Богини Bahuchara Mata, они, зани маясь культовой гомосексуальной проституцией, при надлежат только Богине [24, 25, 26].
И.М.Дьяконов [9] описал существование весьма сложной иерархии среди иеродул; каждый уровень имел своё предназначение, но уп рощённое объяснение всей системы месопотамских жриц заключается в том, что любая женщина или евнух, игравшие жреческую роль, были непременно связаны с обрядами вызывания плодородия. Позже в Вавилоне даже появились специальные храмовые школы, в кото рых девушки учились пению, тан цам, исполне нию культовых ритуалов, в том числе и сексуальных [3].
Женщины палеолита и неолита нуждались в мужчинах более из экономических и ритуальных соображений. В Египте, Греции и в Малой Азии наследование трона ца рицы-матриарха изначально было матрилинейным, власть царей не распространялась на культовый авторитет царицы. Первоначально царей-жрецов вообще приносили в жертву, убивая их ежегодно в последний день каждого тринадцатого месяца (13 - несчастливое число), что символизировало гибель и об нов ление на следующий день (новое замужество царицы) производительных сил природы. Затем царей постепенно перестали уби вать, заменяя царя в последний день года жертвенным мальчиком (царём на один день), но в случае смерти царицы царь терял всё. Вновь обрести власть можно было лишь путём инцеста с наследной дочерью, что постепенно и привело к распро странению ин цеста в цар ских родах Египта и Греции (по крайней мере до XIII века до н.э.), а затем и среди менее значимых людей [3, 6, 21]. Для простых лю дей ин цест довольно скоро постепенно стал табутироваться, но неко торое время обязан был сущест вовать для подтверждения мужчи ной своих полномочий в вопросах наследования власти и имущества.
Эта борьба за власть классиче ски отражена в мифе о ссоре Зевса с матерью Реей. Вот, что говорил Афинагор («В за щиту христиан»), излагая Орфея (Орфический фрагмент 58) [20]: «Зевс... преследовал свою мать Рею (Титаниду, рождённую от Земли), запре щавшую ему вступить с ней в брак, а когда она стала Змеёй, то и сам превратился в Змея и... сово ку пился с ней... за тем, как он совоку пился со своей дочерью Ферсефоной, изнасиловав и её в форме змея». Этот фрагмент из Орфея - самое раннее, дошедшее до нас упоминание о сексу альном инцестуозном наси лии, отражающее борьбу матриар хального уклада жизни с наступающим патриархатом.
Отказ от инцеста среди основной массы народа, по всей вероятности, в первую очередь произошёл не из-за соображений биологического плана (до неблагоприятных генетических последствий инцеста ещё не додумались: в литературе того времени таких сведений нет), а из экономических посылок: быстрое преумножение частной собственности, а зна чит, и социального статуса, могло быть только при слиянии примерно равных капиталов. Брак стал выгодным коммерческим предприятием, которым зачастую является и в наши дни. К царским родам, к единицам «избранных» такая схема отказа от инцеста ещё долго была неприменима, так как привела бы к ослаблению экономического и политического могу щества царствующего дома из-за явного экономического неравенства любых потен циаль ных претендентов на престол.
Таким образом, очевидно, что инцестуозное сексуальное насилие внутри родовой общины с нача лом патриархальной революции стало необходимым элементом борьбы за экономиче скую и культовую власть. Матриархат, по сути дела, пал жертвой инцеста и новых эко номических условий с накоплением материальных средств в руках мужчин, что неотъемлемо сопрово ждалось новым самосознанием и сексуальным насилием с их стороны.
Ветхий Завет содержит в своих книгах свидетельства разнузданного гомо- и гетеросексуального насилия, захлестнувшего древние общества. При этом сексуальное наси лие в те времена было тем же, чем оно всегда было у высших приматов, чем оно является и сейчас в уголовной и люмпенизированной среде: средством борьбы за власть, имущество; средством самоутверждения через сексуальное унижение «партнёра». Например, Хам совершил половое насилие над своим отцом Ноем, воспользовавшись его беспомощным со стоянием («увидел наготу» - эвфемизм, хотя бы даже потому, что в Протописьменный период истории Двуречья - до начала 3 тысячелетия до н.э. - мужчины на войне, на охоте, на работе почти всегда ходили нагими [9]). Хам рассказал своим братьям про насилие над отцом в же ла нии показать свою власть, возвыситься над всеми, за что и был наказан раб ством своего потомства после защиты братьями отца от сексуального насилия Хама (Быт. 9:21-27).
Сексуальное насилие над женщиной или мужчиной свидетельствует не только о пол ном отсутствии уважения насильника к другой личности, но и о необходимости по ка кой-либо глубинной причине такого действия. Когда же сексуальное насилие стано вится традиционным, общепринятым и практически безнаказанным в селе, городе, целом регионе или стране, то есть становится массовым - это уже свидетельство свое образного, нового уровня общественного самосознания, духовного и экономического неблагополучия конкретного общества, свидетельство коренных обще ст венно-экономических преобразо ваний. История подтверждает это: все существенные, пусть даже и ре гиональные, общест венно-экономические пре обра зования вызывали войны с разгулом насилия, в том числе и сексуального.
Ветхий Завет повествует нам о том, что, несомненно, имело место в процессе ста новления патриар хального общества - о массовых изнасилованиях. Так, в ханаанейских Со доме и Го морре горожане имели обычай коллективно насиловать пришельцев, несущих с собой не всегда ясную, но всегда потенциальную опасность (Быт. 19:4-9). Ана логич ное явление существовало и в иудейском городе Гиве, где горожане, окружив дом с гос тями, также требовали от хозяина дома: «...выведи человека, вошедшего в дом твой, мы по знаем его»; но удовлетворились насилием над наложницей гостя: «Они по знали её, и ругались над нею всю ночь до утра», до наступления смерти женщины (Суд. 19:16-28). Остаётся сделать вывод, что первое время в постматриархальном обществе безудерж ное сексуаль ное насилие как средство коллективного (или индивидуального) самоутверждения, устрашения потенциальных врагов, демонстрации силы существовало повсеместно.
Символизация разорительной инцестуозной борьбы за экономическое влияние, своеобразной «революции», нарушившей прежний уклад, содержится в сообщении Дж.Фрэзера [21] относительно табутирования инцеста в Древнем Риме: древнейшие рим ские законы гласили, что в случае совершения инцеста искупительная жертва должна быть принесена жрецами в роще Дианы, так как везде считалось, что инцест влечёт за собой голод, поэтому искупительная жертва приносилась богине плодородия.
О том, что сексуальность с приходом патриархата приобрела наказуемые преступ ные проявления, грубо нарушающие уже новые, патриархальные общественные мо рально-нравственные установки, мы также узнаём из мифологии, например, из притчи о том, как Приап пытался изнасиловать сначала спящую нимфу Лотиду, а потом посяг нул и на древнейшую, чрезвычайно почитаемую богиню - Гестию (Весту у римлян). Вот как рассказал об этом Овидий (Фасты 1. 429-438) [12]:
Он уже лёг на траву и рядом с ней приютился,
Но не проснулась она, полная крепкого сна.
Радостен он и, подняв осторожно от ног её платье,
Вот уже начал искать путь к исполненью надежд.
Вдруг тут ослёнок, верхом на котором Силен появился,
Вовсе некстати своим голосом грубым взревел.
Мифологический образ Приапа, олицетворяющего производительные силы при роды, эволюционно возник из грубых деревянных фаллических изображений, создавае мых для дионисийских оргий [7], то есть Приап изначально был собственно фаллос. Если попытка изнасилования нимфы привела к тому, что Приап «общим посмешищем стал в ярком сиянье луны», то покушение на Гестию, которую также спас ослиный крик, чуть не стоило Приапу физической расправы со стороны богов и сатиров (Фасты 6. 319-349) [12].
Дело в том, что Гестия, будучи покровительницей домашнего очага, гарантировала безопасность семьи и гостей, представляла собой начало, объединяющее мир богов и людей, символизировала надёжность и покой [18]. Приап в первом случае похотливо, но достаточно мелко хулиганит, шалит; во втором случае он проявляет святотатствен ные намерения, символическое посягновение на общественную безопасность. Следова тельно, в процессе разгула «революционного» патриархального насилия древние люди пришли к осознанию деструктивной возможности производительных, изначально пло дотворных (сексуальных) сил при их безрассудном использовании, то есть впервые задумались о сексуальных правах.
Патриархальная революция, возникновение меркантильной проституции
Борьба матриархального и патриархального начал с элементами заговора видна не только в войне Зевса со своей матерью Реей и отцом Сатурном, пытавшимся его унич тожить, чтобы он не захватил власть (Орфический фрагмент 56) [20], но и в многочис лен ных ссорах доэллинской независимой великой богини Геры (дочери Крона и Реи) со своим мужем и братом Зевсом (элемент древней кровнородственной семьи):
«Быстро, с язвительной речью, она обратилась на Зевса:
«Кто из бессмертных с тобою, коварный строил советы?
Знаю, приятно тебе от меня завсегда сокровенно
Тайные думы держать; никогда ты собственной волей
Мне не решился поведать ни слова из помыслов тайных!»
Ей отвечал повелитель, отец и бессмертных и смертных:
«Гера, не все ты надейся мои решения ведать...» (Гомер. Илиада 1. 539-545) [5].
Здесь немаловажно знать, что культ Геры один из самых древнейших, возник раньше, чем культ Зевса (Гера по мифологии старше Зевса) и символизировал величие женского матриархального божества [17].
Очень похожая ситуация борьбы матриархального и патриархального просле жива ется в гла вах 1 и 2 библейской книги «Бытие»: в 1-й главе сказано, что Бог сотво рил мужчину и женщину на шестой день «по образу Божию»; из 2-й главы (базирующейся, вероятно, на более позднем мифе) нам становится известно о приниже нии женщины, созданной уже не «по образу Божию», а из плоти «человека» для помощи ему.
Женские божества в человеческом самосознании постепенно становились силами зла. Раньше или позже они были ниспровергнуты, изгнаны, ушли в подземным мир. Это наблюдалось повсеместно. Так у славян «Великая Богиня-мать» постепенно преврати лась во враж дебное, злобное женское бо жество, называемое Макошью, Марой, Море ной, которое впоследствии приняло облик Бабы-Яги (Лиха Одноглазого). Человеческие жертвы в славянском язычестве сжига лись в символической утробе богини, сделанной из брёвен. При раскопках таких тру посожжений краниологического материала не обнаружено, что позво лило сделать вывод о предварительном отделении голов (в народных славянских сказках у Бабы Яги и Лиха головы окружали жилище на кольях). Обычай сжигать или топить чучела Мары, Мо рены, Костромы, Купалы трансформировались при патриархате из реальных человече ских жертвоприношений женскому божеству во времена матриархата [14].
Переход от матриархата к патриархату в ряде мест, вероятно, имел форму революционного переворота, произведённого супругом царицы, что явно было в Вавилоне [1, 3, 9]. Основной темой «Поэмы о сотворении мира» («Когда вверху...» - «Энума элиш») является восстание богов-мужчин против матриархального порядка, порождённого праматерью Тиамат, то есть - против самой Тиамат («Великой матери бо гов»). Мардук, свергнув власть «Тиамат, что всё породила», решительно реформировал мир, объявил свои указы Луне и Солнцу, а всем остальным, что «людей ОН создал, дал им жизни, дал им бремя божье, а богам свободу» [13]. Не только женской богине (Иштар), но и ему стали служить иеро дулы в знаменитой Вавилонской башне - храме Бела (Мардука - «Владыки»); храме для священных половых актов Мардука с женщи ной [3, 9], в кото ром жрица целый год ждала бога, а в завершение праздника Нового года совокуплялась с царём или его уполномочен ным. Именно в праздник Нового года бог Мардук решал, кого из людей занести в книгу жизни, будет или нет засуха, война и т.д. [1].
По утверждению Геродота, каждая женщина в Вавилоне (уже в патриархальное время!) должна была лишиться девственности в ходе культового ритуала в храме, отда ваясь чужеземцам (по сути дела, иногородним); Геродот оставил не только подробное описание Вавилонской башни, но и красочное описание всей процедуры выбора при шельцем партнёрши (1. 199) [4]. Данный факт подтверждён современными исследованиями: Геродот никогда не лгал [9]. Кроме того, Геродот писал: «То же самое, по рас сказам египтян, будто бы происходит и в египетских Фивах» (1. 181-182) [4].
Практически такой же обычай уже во времена патриархата ещё существовал на Ки пре, он требовал, чтобы перед замужеством все женщины отдавались чужестранцам в святи лище богини (Афродиты, Астарты или какой-нибудь другой). В Гелиополе, или в Бааль беке (Сирия) обычай предписывал каждой девушке отдаться иностранцу в храме Астарты. В финикийских храмах женщины занимались проституцией за плату, пребы вая в уверенности, что добиваются таким образом благорасположения богини. По за кону Аморреев девушка на выданье должна была семь дней вступать во внебрачные половые связи у во рот храма. В Армении представители знатных семейств посвящали своих дочерей богине Анаит. Девушки служили при её храме в Асилизене. В Комане, в Понте, множество свя щенных проституток служило богине Ма. Греческая надпись, найденная в Тралле, в Ли дии, доказывает, что практика религиозной проституции со хранилась до 2 века нашей эры. Придерживающиеся обычая храмовой проституции народы видели в нём неотъемле мый религиозный долг, исполняемый во имя Великой Богини-Матери, которую жители разных мест называли по-разному, но в образ которой все они вкладывали, по сути дела, один и тот же смысл [21].
Лишь евреи, в чьей религии не было богини, ожесточённо боролись против заимствования чужеземных культов, включающих в себя священную проституцию. Однако, «И блудники были также в этой земле, и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых» (3 Цар.14:24). Многочисленные упомина ния о «блудодействиях» евреев встречается во многих книгах Ветхого Завета (Исх.; Лев.; Числ.; Суд.; Иез; Иер. и др.).
С течением времени, «после завоевания страны (Вавилонии) и разорения её персами (539 г. до н.э.) жители лишились своего имущества, и все простые люди из народа были вынуждены по бедности заставлять своих дочерей (и сыновей) заниматься развратом (за деньги)» - запи сал Геродот (1. 196) [4], то есть заурядной меркантильной проституцией (проститутка по гречески «porne»), сбивая храмовые цены. Грань между культовой и обычной проститу цией во всех местностях постепенно стёрлась, базисом проституции стала частная собст венность. Примерно тогда же, даже чуть раньше, в начале VI века до н.э. в Афинах мудрец Солон купил красавиц и красавчиков для открытия первых публичных домов, которые стали прино сить доходы в государственную казну [19].
Вместе с экономической властью женщины постепенно потеряли былую, центральную роль в магических обрядах, своё ритуальное значение. Мужчины оста вили им лишь возможность пророчеств. По словам Ф.Энгельса [23], ниспроверже ние ма теринского права было историческим поражением женщин: женщина постепенно превра тилась в простое орудие деторождения (для целей правонаследия), в домашнее животное, которым и оста валась на протяжении многих последующих веков. Наступила эпоха гомо эротизма; цивилизованное общество охватила однополая страсть, которая ещё больше подчёркивала победу патриархата. Философия, наука превратились в интеллектуальное мужское времяпровождение. Пожалуй, лишь о гетерах, да ещё о спартанках упоминалось отчасти с уважением, отчасти насмешливо (вспомним на смешника Лукиана). Остальные женщины жили затворницами в женской половине дома, они не были дос тойны внимания мужчин.
Таким образом, динамика отношений различных обществ к инцесту, сексуальному насилию и проституции, начиная с древнейших времен, является реальным проявлением социально-экономических укладов и связанных с ними транскультуральных воззрений, что нашло отражение не только в постоянно изменяющихся религиозных представлениях, но и имело последствия для более поздних цивилизаций, их культуры, морали и права.
Г.Б. Дерягин, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьёв
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева В.К. Комментарий // Я открою тебе со кровенное слово: Литература Вавилонии и Ассирии / Пер. с аккадского. - М.: Худож. лит., 1981. - с.283-339.
2. Афанасьева В.К., Дьяконов И.М. Иштар // Мифы народов мира. - М.: Сов энц., 1987. - Т.1. - С.595.
3. Вардиман Е. Женщина в древнем мире / Пер. с англ. - М.: Наука, Глав ная редакция восточной ли тера туры, 1990. - 335 с.
4. Геродот История в девяти книгах / Пер. с древнегреч. - М.: НИЦ "Ладомир", 1993. - 560 с.
5. Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н.И.Гнедича. - Л.: "Наука", 1990. - 575 с.
6. Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Пер. с англ. / Под ред. А.А.Тахо-Годи. - М.: Прогресс, 1992. - 624 с.
7. Гусейнов Г.Ч. Приап // Мифы народов мира. - М.: Сов энц., 1988. - Т.2. - С.335-336.
8. Два брата (папирус Орбинэ) // Поэзия и проза Древнего Востока. - М.: Худ. лит., 1973. - С.53-62.
9. Дьяконов И.М. Люди города Ура. - М.: Наука, 1990. - 429 с.
10. Катулл Книга стихотворений. - М.: Наука, 1986. - С.47-52.
11. "О всё видавшем" со слов Син-лике-уннинни, заклинателя. Эпос о Гильгамеше // Я открою тебе со кровенное слово: Литература Вавилонии и Ассирии / Пер. с аккадского. - М.: Худож. лит., 1981. - с.122-194.
12. Овидий П.Н. Фасты // Эллегии и малые поэмы / Пер. с латин. - М.: Худож.лит., 1973. - С.235-374.
13. Поэма о сотворении мира ("Когда вверху..." - "Энума элиш") // Я открою тебе сокровенное слово: Ли тература Вавилонии и Ассирии / Пер. с аккадского. - М.: Худож. лит., 1981. - С.32-50.
14. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987. - 783 с.
15. Столяр А.Д. Антропоморфный комплекс; Венеры палеолита // Брей У., Трамп Д. Археологический сло варь / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - С.19-20; 45.
16. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
17. Тахо-Годи А.А. Гера // Мифы народов мира. - М.: Сов энц., 1987. - Т.1. - С.275-277.
18. Тахо-Годи А.А. Гестия // Мифы народов мира. - М.: Сов энц., 1987. - Т.1. - С.299.
19. Тэннэхилл Р. Секс в истории / Пер. с англ. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 400 с.
20. Фрагменты ранних греческих философов: От эпических теокосмогоний до возникновения атоми стики. - М.: Наука, 1989. - 576 с.
21. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998. - 784 с.
22. Цезарь Ю. Гальская война // Записки Юлия Цезаря и его продолжателей / Пер. с латинского. - М.: НИЦ "Ладомир" - "Наука", 1993. - С.7-217.
23. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. - М.: Политиздат, 1982. - 238 с.
24. Jani S., Rosenberg L. Systematic evaluation of sexual functioning in eunuch-transvestites: a study of 12 cases // J. Sex. Marital. Ther. - 1990. - Vol.16, N 2. - P.103-110.
25. Nanda S. The hijras of India. A preliminary report // Med. Law. - 1984. - Vol.3, N 1. - P.59-75.
26. Nanda S. The hijras of India: cultural and individual dimensions of an institutionalized third gender role // J. Homosex. - 1985. - Vol.11, N 3-4. - P.35-54.
Г.Б. Дерягин, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьёв
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНЦЕСТА, СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ И ПРОСТИТУЦИИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
На основе анализа мифологии, исторических источников представлен авторский взгляд на происхождение и распространение инцеста, сексуального насилия и проституции в Древнем мире. Работа приоткрывает тайну сексуальной жизни людей, обитавших на территории Передней Азии, в Северной Африке, Европе от времен палеолита до античности.
Ключевые слова: древний мир, история сексуального поведения, инцест, изнасилования, проституция.
G.B Deryagin, P.I. Sidorov, A.G. Soloviev
THE ORIGIN OF THE INCEST, SEXUAL VIOLENCE AND PROSTITUTION IN THE ANCIENT WORLD
On the basis of the analysis of mifological fact and historical-books the origin and the prevalence of the incest, sexual violence and prostitution in the ancient world are showed. The work reveals the sexual aspects of life of people, who lived in previous Front Asia, Northen Africa and Europe from the Paleolilithic Age till Antiquity.
Keywords: ancient world, the history of sexual behavior, incest, sexual violence, prostitution.