Цейское ущелье - край волшебных красот - величественных снежных вершин и ледников, бурных и стремительных горных рек, пенистых водопадов, заповедных лесов и альпийских лугов. Благодаря таким исключительным природным условиям, Цей является узлом самых различных по сложности туристских, альпинистских, горнолыжных и экскурсионных маршрутов. Из самых отдаленных уголков России, стран СНГ и зарубежья приезжают сюда люди различных возрастов и профессий, чтобы своими глазами увидеть и насладиться красотой и величием этой жемчужины в глубине гор Северной Осетии. В Цейском ущелье находится один из самых известных исторических памятников Северной Осетии - древнеаланское святилище Реком. Все Цейское ущелье является государственным заповедником, и фигура покровителя - Афсати на въезде символизирует защиту и покровительство для всего живущего в этом красивом уголке Кавказа.
"Уастырджи"
От города Алагира Военно-Осетинская дорога ведет по широкой пойме левого берега реки Ардона, среди гор Лесистого хребта. Приблизительно на 8-м километре от окраины Алагира, справа по ходу движения, внимание привлекает необычайная скульптурная композиция. Это Ныхас Уастырджи, как называют его в Северной Осетии. Это место является дзуаром - святым местом. Скульптура крепится к скале и весит 28 тонн!
Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. Божество, которое было схоже по своим функциям со Святым Георгием, который так же почитается в христианстве покровителем воинов, путников и мужчин. В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель, изображается в виде грозного воина на белом коне, в белой бурке. Считается, что Уастырджи постоянно носит с собой оружие. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать помогают ли они друг другу в нужде и горе.
Среди людей ОН появляется в облике нищего. Женщины боялись произносить имя Уастырджи и говорили о нём иносказательно "лагты дзуар" - "бог мужчин". Они не имели права даже участвовать в празднествах, устраивавшихся в честь Уастырджи. Он считается врагом воров, мошенников, клятвопреступников, убийц; ОН является покровителем честных, благородных людей.
по дороге в Цей..
горы Алагирского ущелья
по пути в Цей нас "приветствовал" сам товариСчь Сталин
река Цейдон
Долина реки Сказдон. Жесткий полуденный свет...
река Цейдон
гора "Монах"
Гора Монах - неподвижный и суровый хранитель Цея. Она похожа по форме на скуфью (круглая шапочка из бархата, головной убор православных монахов). Гора Монах - является отрогом хребта Азиш-Тау, возвышаясь над окружающим ландшафтом на 500 метров. Ее обрыв внизу покрыт осыпями и зарос широколиственным лесом, а в привершинной части оголен. Издалека красноватые скалы напоминают лицо человека. Название горы связано с легендой, повествующей о том, что на ее вершине и небольшой пещере жил некогда монах. Согласно легенде, монах, якобы пытаясь замолить грехи, хотел в скале вырубить фигуру святого, по смог сделать только одну голову. И сейчас можно увидеть наверху скуластое насупившееся лицо старика. Исподлобья глядят раскосые глаза, резко выдается массивный приплюснутый нос, крепко сжат рот. Над низким лбом взлохмачены густые волосы, а на макушке белеет лысина.
Изображение лица - работа не человека, а результат действия воды и ветра в плитчатых песчаниках. Вершина горы плоская ,на 1058,3 м над уровнем моря взметнулась она, сложенная плитчатыми песчаниками. На вершине горы пещера шириной около 3-х м, длиной 7 м.В верхней части горы имеется пещера длиной 8 метров, а на вершине сохранилось несколько курганных дольменов.
высота горы 2990
ещё один портрет на камне (не знаю чей портрет,но похож на Иссу Плиева)
тропинка вдоль обрыва, ведущая к святому месту "Реком"
Святилище "Реком"
Широко известное осетинское святилище Реком находится в глубине Цейского ущелья (юго-западное ответвление Алагирского ущелья), в 9 км пути по высокогорной дороге от пос. Бурон, на высоте 1946 м над уровнем моря.
Реком (осет. Реком) - персонаж нартского эпоса и осетинской мифологии, божество плодородия, одно из трёх, кроме Мыкалгабырта и Таранджелоз, осетинских святилищ. К Реком обращались с просьбой послать богатый урожай, удачный сенокос и охоту. Реком являлся многофункциональным божеством, кроме просьб, связанных с сельским хозяйством, к нему обращались для исцеления от болезней и защиты от злых сил. Культ почитания Реком был широко распространен в Алагирском ущелье и праздник, посвящённый Реком, отмечался в июле. Во время этого праздника, который длился целую неделю, совершалось жертвоприношение Реком многочисленного скота. При жертвоприношении могли присутствовать только мужчины, потому что святилище Рекома являлось центром культа Уастырджи, являвшегося покровителем мужчин.
Согласно осетинскому нартскому эпосу, на месте, где упала одна из трёх слёз Бога, пролитая по поводу гибели нарта Батрадза, образовалось святилище Рекома, называемое по-осетински Рекомы дзуар или Рекомы Уастырджи.
Со стороны входа в Реком вдоль стены закреплены широкие доски наподобие полок. На них в большом количестве - головы жертвенных животных, рога оленей, черепа баранов и туров и просто кости.
"парящее сердечко"
Турбаза "Горянка" , вернее всё что от неё осталось..
расположена недалеко от нынешнего ПСО МЧС возле горы "Монах" . можно глянуть как эта база выглядела до того как её забросили -
www.travelvlad.com/7835660655/3871441288 сладкая пыльца лета всё ещё манит бабочек к себе
Долина Сказдона
Горы цейского ущелья.
Вид из русла реки Сказдон
Альплагерь "Цей"
Альплагерь "Цей"
Тачки )
горы ущелья Сказдон. Снято во время подъема на канатке
река Сказдон. Снято во время подъема на канатке
подъем на "Зеленый холм"
пушка для принудительного спуска лавин в зимнее время
группа молодых девушек гуляла по тропинкам Сказдонского ущелья словно по Владикавказскому проспекту после занятий, взрослых с ними не было :)
Сказская долина
Нижняя часть "языка" Сказского ледника
Долина Юрского периода ) ..тени, падающие на горы, возбуждают фантазию )
You can watch this video on www.livejournal.com
бесконечная дорога вверх... Такие извилистые дороги встречаются на пути в удивительно красивое место Северной Осетии - Цей
а на Олимпе снова пати ))
"Афсати"
Афсати (осет. Æфсати) - в осетинской мифологии и нартском эпосе божество диких зверей, покровитель охотников, небожитель. Афсати является одним из самых почитаемых божеств в осетинском пантеоне. Афсати, будучи покровителем диких животных, которые назывались «скотом Афсати», особенно покровительствовал оленям и кабанам. Афсати изображается одноглазым стариком с белой бородой, сидящим на высокой горе Адай-Хох, где он обитал. С этой горы он внимательно наблюдал за своим многочисленным диким хозяйством. Несмотря на то, что Афсати был одноглазым, он бдительно следил за своими питомцами и строго наказывал тех, кто нарушал его постановления и законы. Одним из законов, установленных Афсати было то, что каждый охотник, которому он дарил животное во время охоты, должен был делиться с первым встречным из своей деревни частью туши добытого животного.
Обратная дорога домой... осталось проехать около ста километров, настроение обалденное, впечатлений море. Уже мечтаю о новой поездке :)