Свободное Государство Конго как прообраз СССР

Nov 07, 2024 01:23

Глава 4. МИР РЕКИ

"Давайте представим картину. Создано государство, оно ставит подданным определенные задачи, а подданные просто не понимают, чего от них хотят. Они привыкли платить вождям посильную дань, привыкли работать на их полях, но чтобы горбатиться за еду где-то вдали от дома - такого они себе не пред­ставляли, и поэтому их надлежало вразумить.
А как вразумить, если общество застряло максимум на эта­пе раннего феодализма? А только теми методами, к которым это общество привыкло. Но белые-то люди от таких методов отвыкли, да и очень мало их было в «Свободном Государстве», и король, человек умный, легко дошел до той элементарной мысли, что дело следует поручить тем, кто к нему привык с детства. То есть местным. Так в составе «Форс пюблик» появился особый корпус - «дикая милиция», нечто вроде жандармерии с правами налоговой службы, отвечавшая за порядок на план­тациях и копях, а также, разумеется, следившая за трудовыми резервами, официально называвшимися просто «рабочими».
Отмечу: формировалась эта структура из контингентов особых - туда нанимали туземцев из племен, ранее промыш­лявших работорговлей, дав им право насильно рекрутировать в свои отряды подростков и обучать их искусству выбивать долги. А кроме того, очень поощрялась практика подряда: пле­менам, известным особо жестокими традициями (особенно це­нили каннибалов), давали на прокорм те или иные местности, дабы они следили за стабильной выплатой положенных сумм натурой.
В сущности, отсюда и все дальнейшее, включая знаменитые «корзины отрубленных рук». Вопреки легенде, рубили их вовсе не по указанию бельгийцев (глупо увечить рабочую силу, а власти СГК были прагматичны), и не ради экономии патронов - это тоже досужие байки.
Все проще. Отсечение кистей рук детям как средство на­казать мам и пап издревле практиковалось рядом племен бас­сейна Конго, как форма наказания за неподчинение властям, так что «дикая милиция» действовала вполне в рамках понятий (кстати, именно поэтому на большинстве тогдашних фотографий взрослых калек так мало, а детей много). Да ещё властями выплачивалась награда за каждого убитого «мятежника»,
а поскольку тело целиком через джунгли не протянешь, в качестве основания для получения премии хватало и руки. Вот и рубили, благо, глупый белый человек разбираться не будет. И наконец, по тамошним поверьям, любой обиженный после смерти мог разыскать обидчика и поквитаться с ним, и поэтому отсекать руки считалось разумным: ведь люди уходили на небеса в том виде, в каком умерли.
Так что, сами видите, особые изыски диктовались сугубо прагматическими соображениями, и когда позже бельгийские чиновники и военные объясняли, что совершенно ничего тако­го делать не приказывали, они говорили правду. Просто люди понимали: жизнь такова, какова она есть, и больше никакова, и принимали ее, не пытаясь ничего менять, тем паче такой стимул позволил всего за 10 лет увеличить поставки каучука в 40, а выработку меди в 19 раз. Да и вообще, если на то пошло, корзинами эти самые копченые руки измерялись относительно недолго: началось после полного замирения племен, а пика до­стигло в 1901 -1903, когда Леопольд взял подряд на снабжение британских войск шинами и требовал гнать вал, - после чего все опять сошло на вменяемый уровень, к единичным случаям.

А так, в общем, все было обыденно.
Мужчин поголовно угоняли на (официально) «отработку налога натурой».
Жен­щины и дети на сезон сбора объявлялись «ответственными поручителями», подлежащими, если муж и отец бежал с план­таций, смертной казни (формы и методы законом не опреде­лялись, зависели от фантазии налоговиков).
Смерть полагалась и за порчу каучуковых деревьев, и за неподчинение властям (хотя тут могли и смягчиться, отрубив руку), за недостачу сухого каучука сборщиков всего лишь пороли кнутом из кожи бегемо­та, - и все.
А до «замирения», кстати, порядки были даже мягче. Разумеется, по африканским меркам.
Or нежных европейцев эти подробности, конечно, скрывали, благо, документация была строго засекречена, а «ненужных» иностранцев в «Свободное Государство» просто не пускали. Хотя кое что все равно проскакивало. Впервые сор из избы вынес некий Джордж Уильямс, чернокожий американец в свое время, как общественный активист, изрядно подсобив­ший Леопольду с пиаром, и потому считавшийся «своим».
В 1891-м он посетил СГК на предмет посмотреть, нельзя ли основать там «новую Либерию», а посмотрев, написал королю Бельгии большое письмо с подробным отчётом, кому в Конго жить хорошо.
Отрубленных рук тогда, правда, еще не было, но и про­чего было достаточно, чтобы огорченный афроамериканец взял на себя смелость указать европейскому монарху, что «преступления, совершенные в Конго, совершаются от имени короля и делают его не менее виновным, чем тех, кто эти преступления совершает».
Еще одно письмо Уильямс адресо­вал президенту США - первой страны, признавшей СГК, умоляя разъяснить Леопольду, что к чему, и, кстати, по ходу дела впервые в истории использовав формулировку «преступления против человечности».
Президент Гаррисон адресанта ответом не почтил, король, наоборот, откликнулся, очень тепло и взволнованно, твердо пообещав разобраться, - и на том все утихло.
Разве что «золо­тые перья» ведущих европейских СМИ по заказу короля СГК подробно разъяснили лондонцам, берлинцам и парижанам, ка­кие страшные нравы царят среди «диких народов Конго» и как сложно «доброму месье Леопольду» просвещать дикарей.

Божьим попущением

Тема вновь всплыла спустя почти десять лет, в 1899-м, ког­да Эдмунд Дин Морелл, очень известный в то время радикал-пацифист, а в обычной жизни - высокопоставленный со­трудник транспортной компании, занимавшийся, в частности, перевозками грузов из Конго в Бельгию и обратно, обратил вни­мание на любопытный нюанс. Согласно накладным, из Африки в Европу стабильно шли всякая полезная продукция (медь, кау­чук, слоновая кость, соль и так далее), а вот из Бельгии в Конго убывали только военные грузы (оружие, боеприпасы, амуниция), да еще детали к различного вида транспорту и отдельные виды стройматериалов.
Поразмыслив и перепроверив, м-р Морелл задался резон­ным вопросом: а что же, собственно, получают производите­ли товаров за свой труд? Бельгийские франки? Допустим. Но если так, что же тогда конголезцы на эти франки приобре­тают? А если нет, то не попахивает ли дело использованием принудительного труда, то есть рабством? Поискав материа­лы на эту тему, любознательный м-р Морелл вышел на забы­тые публикации Уильямса, а выйдя и выяснив, что тема уже не нова, начал самостоятельное журналистское расследование. Он начал писать письма политикам, известным писателям, журналистам, бизнесменам, сообщая про подозрения насчет «принудительных трудовых лагерей», прося поддержки и посильного финансирования.
Увы, первые ответы были выдержаны в холодно-отстраненных тонах.
Вежливые отписки чудику, не более того. А затем вдруг свершилось чудо. Пришло приглашение на рандеву с известнейшим предпринимателем Уильямом Кэдбери, «шо­коладным королем Великобритании», сделавшим миллионы на леденцах Halls и шоколадках Picnic и Wispa, и тот, друже­ски приняв энтузиаста, «от своего и многих влиятельных лю­дей, и от чистого сердца» выразил готовность спонсировать его проект.

В мемуарах м-ра Морелла это событие объясняется «Божь­им попущением». Он в самом деле думал именно так, не пред­полагая, насколько все прозаичнее. Просто у м-ра Кэдбери был большущий зуб на короля СГК, отказавшего «королю шоко­лада» в выгодной концессии. «Многим влиятельным людям»
не нравилось, что всего через пять лет заканчивается срок сво­бодной торговли, а продлевать его Леопольд не намерен, а со­всем уж теневым фигурам из высоких кабинетов очень хоте­лось смягчить впечатление Европы от бурской войны, перенеся внимание общественности на что-то другое . Впрочем, какая разница...
Короче говоря, с этого момента карта попёрла. На адрес Морелла пошли чеки от «благотворителей, слишком скромных,чтобы называть свои имена», перед Мореллом распахнулись двери модных салонов Лондона, его приняли на Даунинг-стрит, с ним изволил коротко поговорить принц Уэльский, но самое главное, к расследованию подключились властители дум, «зо­лотые перья» эпохи, и далеко не только английские.
На страницах самых авторитетных изданий помимо фи­липпик самого Морелла, публикуются очерки сэра Артура Ко­нан Дойля, позже вошедшие в книгу «Преступления в Конго», статьи Герберта Уорда и Анатоля Франса, выходит в свет зна­менитый памфлет Марка Твена «Монолог короля Леопольда II в защиту его владычества». А еще раньше, когда и известно-то мало что было, сердца почтенной публики порвала в клочья приключенческая повесть «Сердце тьмы» суперпопулярного Джозефа Конрада о путешествии моряка Марлоу в Конго, где он встречается с садистом по фамилии Курц, служащим «Сво­бодного Государства», наводящим ужас на всех, черных и даже белых. Позже именно этот сюжет ляжет в основу культового фильма Копполы «Апокалипсис сейчас», а тогда, по мнению современников, эта небольшая книга сыграла для дальнейшего развития сюжета роль, сравнимую с ролью «Хижины дяди Тома» накануне Гражданской войны в США.
В конечном итоге, подогреваемая агентами «анонимных благотворителей», публика вздрогнула и потребовала от Кабинета Его Величества принимать меры, и Кабинет, уступая давлению «всего Лондона», инициировал «общественное расследование в связи с участившимися сигналами о нарушении прав человекаВ конечном итоге, подогреваемая агентами «анонимных благотворителей», публика вздрогнула и потребовала от Ка­бинета Его Величества принимать меры, и Кабинет, уступая давлению «всего Лондона», инициировал «общественное рас­следование в связи с участившимися сигналами о нарушении прав человека в СГК», поручив разбираться дипломату Родже­ру Кейсменту, такому же идеалисту, как Морелл. К слову, десять лет спустя он будет повешен как один из лидеров ирландских сепаратистов, но в описываемое время был лояльным и очень уважаемым представителем элиты.
Впускать в страну человека, принципиально не бравшего взяток, король СГК, естественно, не хотел, но и отказать же­ланию Великобритании не мог, так что м-р Кейзмент, посетив Конго и опросив десятки свидетелей, вернулся в Лондон с со вершенно жутким докладом, подтверждающим многие факты, в которые ранее мало кто верил."

Л.Р. Вершинин, Темнейшая Африка
Previous post Next post
Up