пространством и временем полный

Feb 16, 2012 05:46


Запись на сайте enadtochij.phronesis.ru.

да, зацепило. Рядом с тосканскими холмами теперь будет Паленке.  Дело даже совсем не в развалинах ритуального города майя классической эпохи, хотя они хороши, и там я наконец смог взобраться на вершину пирамиды. А в том всепоглощающем духе покоя, который нисходит в этом месте. Я спросил спутников - они все ощущали тот же самый всепоглощающий покой. Это то же самое чувство, что и в христианской церкви в Мериде, но куда более сильное.Я не знаю, что это за присутствие и присутствие ли вообще -быть может, это просто пребывание в пространстве сгущения пустоты, покинутой богами этой земли? Но ощущение настолько мощное и всепоглощающее, что чувствовал себя практически как герой «Облака, озера, башни» -и готов был остаться среди этих развалин, просто сидеть в лотосе под одним из громадных, сплетенных из узлов, оплетенных затвердевшими лианами фикусов. Кстати,я и не подозревал, что фикусы бывают вот такие, могучие как дубы.( Позже, в подземных сенотах, в абсолютной темноте, освещаемой лишь лампочками на касках, я видел могучие корни этих фикусов, пробившие толстый слой карста в своем устремлении  к подземным водам, столбы от потолка до пола,соперничающие с переплетением сталактитов и сталагмитов). Впрочем, в одной из подземных сенотных пещер, когда мы на несколько минут выключили фонарики, чтобы послушать тишину, я тоже хотел остаться. Пусть бы все ушли, а я остался, беседовать с этой живой, совсем не страшной и явно пропитанной древним присутствием тишиной и темнотой.

Это новый, неведомый опыт, опыт общения  совсем-совсем чужим присутствием.


Любые индоевропейские боги - они свои, они у нас под кожей, они спрятаны внутри христианства, А здесь - нечто совсем-совсем другое, куда более чужое, чем даже шумерские или египетские боги. И эта чужесть - она совсем не недобрая, она не держит на нас, ее убийц, зла.  Впрочем, к счастью, прямыми убийцами майя христианские мракобесы-конкистадоры не были. Они убили лишь память, но не саму жизнь этого мира, он умер сам или был убит северными аутентичными варварами задолго до всяких конкистадоров. И никто не знает - как и почему. Просто угас, не выдержал собственного напряжения искрящего связывания Неба и Подземелья. Какая-то чеховская нить этого мира порвалась еще до всяких тольтеков и ацтеков, так что конкистадорам оставалось лишь недоумевать - кто построил эти великие развалины, рядом с которыми живут эти ничтожные, все позабывшие индейцы (вот он, исток сюжет Борхеса про город бессмертных).

Но если струна, на которой держалась поклонением местным богам цивилизация великих майя, и лопнула, оставив более никчемные дома богов превращаться в поросшие кустарником холмы, то боги все-таки не ушли, они берегут этот мир к несокрытости его бытия, и способны подарить чувство приобщения этой несокрытости любому, кто готов открыться их Присутствию. Я резко ощущал себяв шаге от какого-то просветления, мне не хватило, наверно, меня, чтобы сделать этот последний главный шаг. Малость времени, отпущенного на прикосновение к присутствию, не извиняет. Я должен, обязан туда вернуться. И, наверно, углубиться в эти джунгли, в пространство других древних ритуальных городов майя, не только классической, но и преклассической эпохи, навестить ольмеков и горные и равнинные развалины майя в Гватемале. По крайней мере, я должен узнать, свойство ли это только Паленке, или таков вообще голос местных богов. Я ощущаю в себе зов этих богов, даже сейчас, уже на другом континенте.

Ну а вообще Юкатан - замечательная страна и замечательный народ. Мексиканцы не считают его Мексикой. Не знаю, пусть так. Мне до этого нет дела. Впрочем, иную «настоящую» Мексику, конечно, тоже стоит узнать поближе. Огромная, богатая возможностью самых разных впечатлений страна. После Паленке, правда, туристский муравейник майской ривьеры оскорбляет и унижает ощущение от Паленки. Особой радости наш роскошный пятизвездочный комплекс на берегу карибского моря, в котром мы провели вторую неделю, мне не доставил. Мне бы в горы или джунгли, подальше от этих чавкающих пьяных толп.

такого доброжелательного ив  тоже время полного собственного достоиства народа я, пожалуй, не встречал.  Ради общения с ним стоит изучить испанский. Наш немецкий гид, живущий здесь уже 20 лет, так и объяснял: он живет здесь (в Мериде) именно из-за людей, таких людей и такого рождаемого ими ощущения радости жизни здесь-и-сейчас  в Европе не бывает.

И христианство здесь, видимо, тоже простое и радостное. Церкви без дверей, часто из всего убранства -один крест на заалтарной стене, как у самых древних , обожаемых мной христианских церквей самых первых христианских времен (сегодня все церкви после 10 века (ну или построманские) меня дико напрягают своей чрезмерностью декора, в церкви должен быть только крест и белые или цвета камня стены, предельная строгость сосредоточения на Главном).

Кстати, интересно, что весь мир древних для нас утратил свой цвет и дан нам черно-белым. Греко-римский мир был ведь полным красок, крашенные были все их статуи и храмы, а в одном из тосканских музеев я видел в реконструированных остатках римской виллы две реконструированные в оригинальных красках стены - это чисто японский опыт дизайна, цветовые яркие плоскости двух разных цветов с минималистским орнаментом посредине. Ритуальные города майя тоже сверкали красками, котрой был покрыт каждый сантиметр их храмов и статуй,  а землей служило ослепительно белое цементное покрытие. Конкистадоры успели застать остатки этого великолепия ( в том же Тулуме), хотя наверняка ему было далеко до величия классической эпохи, и были поражены увиденным, аналогов которому они не могли подыскать.

Этого мы уже  никогда, никогда не увидим. Но и того черно-белого, что осталось - тоже хватит тем, кто. Большего мы, убийцы чужого мира, не заслужили.

Туда нужно вернуться хотя бы затем, чтобы попросить прощения. Я не знаю, не понимаю, почему я не догадался это сделать в Паленке. Слишком был захвачен Другим?  У этого мира надо приезжать и просить прощения, как приезжают к бабьему яру или освенциму  просить прощения немцы.

Спасибо тебе, Юкатан и прости меня. И если можешь - позволь мне вернуться.

Общее

Previous post Next post
Up