что есть богатство

Apr 01, 2009 08:54

не так давно спорили с одним приятелем - станет ли КИтай хозяином мира и что из этого получится.
Ну, кроме стандартного - про хрупкость внутрикитайской ситуации, которая в недалеком будущем , как говорят те, кто профессионально занимается китаем, не вылезая оттуда годами, - может закончиться социальным взрывом, я придумал и такой аргумент за Европу:
проблема спвсем не в материальных богатствах, которые приходят и уходят. Европа вполне может обеднеть, когда кончится возможность жить на ренту, выкачиваемую из мест с низким уровнем жизни. НИ чем таким с точки зрения структуры производства или качества труда европа сегодня не заслуживает своего уровня жизни.
Но есть нечто совсем иное и более существенное. Европа - место, где за несколько веков сумели выработать, немалой ценой, традицию политического сосуществования граждан и народов. Место, где изобрели и сделали центром организации жизни естат. Этот естат и есть главный капитал Европы, экспортированный в северную америку и австралию вместе с его носителями. Это из разряда "символических капиталов" конечно. Но его нельзя присвоить как техническое изобретение, т.е. взять и создать с нуля на "других людях". Не получается. Нигде не удалась за пределами европейского мира и его производных эта нейтрализация и трансцендентализация политического. Исключения редки и каждое из них требует особого объяснения. К примеру, Япония после второй мировой войны. Естат там - лишь симуляция, как и в России, скрывающая принципиально иные принципы организации солидарности. Об Африке или латинской америке, как и всей юго-восточной азии, и не говорю. КОнечно, естат - не бином ньютона, и будучи изобретен как процедура-состояние, может быть введен в любом народе. Но Европа имеет огромную фору перед всем остальным миром в том, что там это случилось уже очень давно, и 8-7 столетий развития переменили сам состав человеческого материала. Соотнесение естественного и социального права, способы поиска компромисса, механизма сознания и репрезентации (включая помысливание абстрактных социальных диаграмматизмов отдельно от конкретных) - все это не сделать на коленке за несколько десятков лет.  То, как далеко зашло формирование этих процессов в Европе - показывает способ помысливания общеевропейского политического дома. Дело не в текущем союзе, который, вполне возможно, скоро рухнет. А в самой культуре поиска компромиссов политическим классом и его установках на отделение абстрактно-репрезентативноог от конкретного в политике. Эта традиция конституирующей власти и есть главный европейский капитал и главный козырь в наступающей мировой смуте. Что бы не случилось, у этой структуры уже есть внутренняя память, которая всегда восстановит всю систему человеческой солидарности, осаждаемую на естат. не важно, богато будут жить эти люди или бедно. Но они всегда в итоге вернутся к солидарному пониманию закона и власти, основанного на "состоянии" - естат.
Тогда как деградация порядков в случае разрушения механизмов солидарности в местах, не наделенных такой памятью, приведет к разрушению всех социальных порядков войне всех против всех (чтомы видим и сегодня во многих уголках мира, не исключая и России).
В возвращение материального богатства - дело второстепенное, вторая производная от аппаратов солидарности и поддержания социальной стабильности. как производна от этих аппаратов и структур и спсобность производить новое знание и новые технологии.
Такая память ничтожна у тех же китайцев или индусов. У них, конечно (особенноу китайцев, видимо) сильны механизмы солидарности через ойкос. Но еще никого и никогда эти механизмы солидарности не спасли от впадения в социальную кому и тотальную внутреннюю войну - включая и сам Китай, и великое чудо классического афинского полиса. И это значит - что вызов китая остается на более длительной временной шкале эфемерным.
Беда всех "мыслителей континентами" в том, что они не замечают таких "малосущественных деталей", и замена их у того же Цымбурского маловразумительной и весьма абстрактной метафизикой города мало что меняет в общих посылах размещения политических процессов на совершенно вторстепенной и ничего не объясняющей плоскости взаимодействия неких "народов" на некой "географической карте". Это - ученые планеты зорг, рассматривающие земных букашек в телескоп с расстояние в сотни световых лет.

государство и революция, гроссраум

Previous post Next post
Up