поэт и мастер

Mar 30, 2009 10:57



Наткнулся у Эйхенбаума на интересные размышления о Мандельштаме. Действие происходит в 33 году, когда у М было последний раз - в ходе литературной оттепели после разгона РАППА и наступившей подготовки к организации союза писателей - публично-приватно (для узкой аудитории коллег) почитать свои стихи в МОскве и Питере.
От выступления Эйхенбаума ( Read more... )

деэстетизация возвышенного

Leave a comment

ashkerov March 31 2009, 20:25:41 UTC
У К., насколько я это вижу, имеет место сложная работа с критериями признания - не всегда по своей воле. Мастерство держится на овнутрении этих критериев, а он, напротив, виртуозничает на контрасте, доводя неприятие этих критериев до уровня мастерства (я специально "социологизирую"). Проект "К" - это оформление последовательно антиинтеллигентского, по сути, антипастернаковского этоса. Мандельштам интересен здесь как перцептивный ориентир, найденный не концептуально, а на уровне вкуса. В итоге, однако, получается новое издание интеллигентского этоса, неизбежность которого интересна в перспективе выяснения того, в какой точке Мандельштам и Пастернак всё-таки могут сойтись. Утрированно говоря, мог ли Мандельштам стать романистом или, больше того, философом как "эпическим теоретиком". К. точно "эпический теоретик", но примечательно, что он никогда не выходит за рамки малых поэтических форм - почти всегда только статьи и заметки. В дополнении к этому вполне поэтическая работа с фразой и построением, но опять-таки неизменно внутри эпической теоретизации.

Reply

farma_sohn March 31 2009, 20:51:51 UTC
ну, книжку он вроде как отгрохал - курс лекций. Я не понимаю, как на уровне вкуса, любя М, можно быть таким пошлым (нерусь и т.п.). Поэточеская работа с фразой - это не к М, это к Кирсанову ( в наших терминах)
Пастернак очень сложный диспозитив, имхо, уж скорее национализм такого типа из него бы вытек (дышит почва и судьба), но П - небесный человек, ангел, этим многое гасилось.Он как раз антиинтеллигентский по направленности, кстати. А К - не с неба черпает жар.
Мандельштам преодолевает эпос, об этом тоже Эйхенбаум рассуждает. Там еще много любопытного, чего я не помянул. Борьба оды и лирики, к примеру. К - одический жанр, доведенный до фельетона.
Хотя я вообще интеллектуально ничего интересного у К не вижу, простой журналист, рубаящий симв капитал на национализме. Небесталанный. Но никаких идей я ни разу не встретил. Все очень слабо, это вам не Розенберг или там Ван дер Брюк. Его тезисы о национализме - это слезы.

Reply

ashkerov March 31 2009, 21:05:35 UTC
Книжка не курс лекций, а сборник рецензий, ну да ладно. "Одический жанр, доведённый до фельетона?" Любопытно! [...]
А как называется текст Эйхенбаума? Где его можно прочесть?

Reply

farma_sohn March 31 2009, 22:32:46 UTC
Эйхенбаум О литературе. М, сов пис, 1987

я имею ввиду именно курс его лекций 90х, что-то там уныло-теоретическое с какими-то потугами на универсальную теорию.
Вот только что специально прочел его постинг про систему. Банально он мыслит и слабо. Какой там Мандельштам....

Reply


Leave a comment

Up