свет и сознание

Feb 13, 2009 17:50


Главное, что мне показалось важным при наблюдении себя, воспринимающего картины Тернера - возможность проблематизировать мое внутренее отношение двух родов света. Как их назвать? Тварный и нетварный? Это не совсем точно, ибо тварность с точки зрения книги Бытия(Берешит, от употребления слова Бытие в ее случае я вздрагиваю) присуща обоим родам света, как просто свету, отделенному от тьмы, так и свету светил. В еврейских раббинистических толкованиях существует достаточно древняя традиция толковать свет, отделенный от тьмы, как сокрытый Богом Творения от человека и замененый светом светил - до итогового пришествия мессии и торжества народов в Израиле. Т.е. смерть Левиафана и высвобождение несмешанного света - события тождественные и связанные.У Гоббса, кстати, в его офортах к "Левиафану" и в его рассуждениях об оптике, мне кажется, существует понятие об этом (возможно, ввиду связи с масонами?).
Тварный сокрытый свет открывается познанием мудрости (герменевтикой) или благим (этическим) поведением. Впрочем, различие этого возможно лишь в рамках различия вита актива и вита контемплятива, уже накладывающих иную топологию поверх еврейской. В рамках разделения двух вита вита контемплятива - как раз будет способом отнестись к "сокрытому  свету"., а вита актива - к профанному. Хотя у евреев просто иной способ помысливания всей проблемы, отсюда такая запутанность при чтении Левинаса (Деррида по сути - мимо кассы в своей статье, он апеллирует к грекам и к некоторому варианту их топологии мыслимого). У евреев этика и есть деяние мысли(мудрости)- поэтому этическое и познание - одно и то же, но в том специфическом ключе, в котором трактует "плохое сознание" Левинас.
Напротив, в христианской топологии противопоставляются тварный и нетварный свет. Это совершенно иначе загружает всю проблему отношения ума и благого поведения, ставя, по сути, во главу угла внемирность. если протестанты переполюсовали оппозицию, то они отнюдь не сдвинули ее, имхо, с исходной основы - нетварный свет (Благодать) оказался, как н и странно, поставлен в зависимость от активности тварного, в "ходите, пока свет с вами" ударение сместилось на ходите.
Кстати, вся метафитика позднего Ньютона - ведь, по сути, исследование этого "нетварного" света, он прекрасно понимает различие того, чем  занималкся в оптике от того, чем он занимается в метафизике. И спор его с Ляйбницем (как и всетовой аспект теории номад) - адекватно размещены именно в этой перспективе оппозиции двух типов света.
все запутывается тем, что две разные топологии- еврейская и христианская - продолжают функционировать совместно, обраазуя достаточно сложный проблемный узел.
Вобщем, о том, как связана метафизика света с перспективой, субъектом, сознанием, зачем декарту процедура естественного света и т.п. - написано не мало.
так вот: 19 век,окончательно разрушая  интуитивную способность оперировать в этом топологическом разделении, делая естественный свет сознания органической средой отождествления эго через субъект в процедуре сознания, выводит проблему света к новой проблематизации: проблематизации разрыва в горизонте опыта, замыкаемого "рациональным". 
Именно этот разрыв и есть предмет размышлений и экспериметнов Гете и  Тернера (а позже - размышлений и экспериментов маха и гельмгольца). 
Отныне ведь невозможно оперировать в поле опыта, минуя активность сознания, непрерывно производящего операцию банализации света его активным продуцированием. Т.е. нужно искать точки сшива, в которых схваченность сознания бытием можно разорвать, остановить активность, порождаемую субъектом как носителем опыта (т.е. отождествление грамматического субъекта с местом активности опыта). 
Отсюда экстремальность усилия. между прочим, вороны и несколько источнков света у Тернера заставляют вспомнить и по-новому увидеть знаменитую картину Ван-Гога с двумя солнцами. Удвоение солнц и этот вихрь черных птиц видимо в обоих случаях совпадают не случайно - двойник светила - способ создания сериальности, позволяющей остановить давление естественного света, исходящего из глаза на картину, т.е. активности сознания субъекта. 
Нельзя более сополагать интуиции двух типов света. Есть только возможность  остановить работу активного (хорошего) сознания, утверждающего мир как картину в перспективе воли к власти как воли к истине. 
Поэтому живопись тернера - создание оптической машины параксов, которая позволить разрушить доктрину бытия как приписывания множества атрибутов световых эффектов единому источнику, наделенному самодостаточностью "естественного". Его картины - своего рода медитативные ворота вхождения в мир "по другому, чем бытие". 
Позже, у импрессионистов все это будет заболтано "субъективностью впечатлений". А эксперименты 20 века уже слишком сложны и ненаглядны, чтобы вызвыть катарсис взлома самоочевидности. Кино же банализирует сокрытый свет с невиданной ранее мощью, паразитируя на нем и на "плохом сознании" (между прочим: Триер как борец с такой банализацией средствами этики как опыта мысли.Подумать о теме света у Триера).
Свет как элемент опыта остановки "активного сознания" и актуализации этического опыта "плохого сознания" - это и опыт консциенции против субъекта, совести против сознания.  Порноангел. кстати, и опыт порнографии вообще - это опыт стирания глубины, аннигиляции сокрытого света. Вот где корень зияния на месте консциенции в измерении порноангела!
Вообще "внутреннее" связано, возможно, с топологией сокрытого света? У Бланшо,похоже, именно так. Кстати, отношение "видимого" и говоримого", как его описывает Делез (или сам Фуко в Раймоне Русселе) - это сюда.
Но тогда: национально самоопределяющийся субъект "Россия", целиком располагаемый в горизонте актовности сознания и не знающий опыта внутреннего, опыта совести - где в этой химере пути к "плохому сознанию", к сокрытому свету? В удвоении вождей-солнц, окруженных черным нимбом воронья? Вот здесь инетерсно подумать об отношении порноангела и ангела, как и где из порноангелов производится событие ангела, корпускулы сокрытого света? Кстати, "Буратино" - и опыт на тему двух родов света. Но надо подумать в советской живописи и в советской литературе как и где возникает тема света в такой перспективе.

по другому чем бытие

Previous post Next post
Up