марксизм как идеология

Oct 10, 2008 10:47


интересно, что советская философия в ее классической форме "науки наук" а ля позитивистский сенсуализм московского философфака, изпоженный его сотрудниками в их многотомной "диалектике" на закате советского режима, или чуть более сскромном проекте их питерских коллег - несомненное развитие именно проекта французских Идеологов из эколь нормаль года 3.

Идеология как наука о "следствиях" и фундамент моральных и политических наук, аналитика понимания, тождественного восприятию и построенного на строгом физикалистском понимании человека как системы органов, и имеющая строгую антиметафизиическую установку, т.е. отменяющая философию как таковую - в этом узнается энгельсовский проект, усовершенствованный советскими "учеными о человеке".
Смешна здесь ирония истории, ибо Маркс как раз против идеологов и разрабатывал свой антиметафизческий проект.
Кстати, на вопрос В.Межуева: почему марксизм успешен оказался только в странах "восточной деспотии" - можно ответить и так, что Маркс в той фундаментальной части своего проекта, которая вырастает из критики Идеологов - остается внутри ИХ проекта, т.е. "классической эпистемы", но уже формованной для эпистемы "рождающегося Человека", т.е. 19 века. Поэтому те, кому нужны протезы для гибридизации своих традиционных обществ со способами симулирвать присуствие в зоне индустриальных рациональных технологий (т.е. со способами симулировать субъектность и сознание) - марксизм имеют идеальной ортопедической матрицей. Т.е. Фуко даже слишком оптимистичен в своих классификациях марксистского проекта. Или, возможно, просто не учитывает ни Энгельса, ни собственно марксистскую немецко-советскую "метафизику после метафизики".
поэтому собственно от маркса идущий посыл критики идеологии сразу дает совсем иной проект - метафизический (как у Мераба 60х, у Сартра или Альтуссера).
Хотя в случае Альтуссера, Сартра или Лукача - большой вопрос, насколько они -в той мере, в какой критикуют метафизику - не оказываются в притяжении именно установок Идеологов.
Но затто в советской философии очевидны эти два конкурирующих проекта - архаизм позитивной "науки наук" и собственно марксова "критика идеологии", автоматически выводящая к философии как своему источнику энергии. При чем последняя сразу оказывалась радикальной критикой советского строя при последовательной реализации.

история сознания

Previous post Next post
Up