о предмете философии

Jan 21, 2008 10:53

нет, все таки, даже после всех дискуссий, мне все равно не понятно:
как возможна философия на языке, которым можно сказать "стол зеленый"?
как бы лингвисты не изощрялись доказывать, что связка дана виртуально, все-таки бытие в таком языке уже далеко не так озадачивает - если вообще озадачивает. на таком языке легко говорить вещь, т.е. сообщать первую и последнюю истину, а также производить т.н. "внутренний диалог" - риторически несхваченную работу бесцельного бормотания. Но очень сомнительно даже, что такой язык является материалом сознания.
Можно возразить, что арабы же, у которых примерно такой же способ говорения без глаголов-связок, вот создали фальсафу, и даже вдохновили европейцев на собственную философию. Но ничто ведь так не демонстрирует наглядно бесплодность их усилий, как полный крах всей их фальсафы после 3 веков блестящей истории. Язык не справился с греческим вызовом, бытие не превратилось в уважаемое основание вопрошания о мире. Вполне возможно, что ихние ибн-рушды и ибн-сины думали иностранно, чудовищным усилием - ибо изощренность их текстов поражает и сегодня, это, видимо, единственные тексты кроме буддийской логики, не уступающие в мощи мысли стагиритово-платоновым - таки удерживали глагол связку как предмет мысли. Но, в конце концов, ведь их волновал и был их настоящим предметом мысли - Алла, единственный по-настоящему монотеистический Бог. Фальсафа была знанием вспомогательным. Алла замещал вопрос о бытии.
А в русском говорении -даже во времена, когда Троица еще волновала любомудров - нет такого костылика, мысль о Троице уж ни как не поддержит в усилии удерживать глагол-связку.
ПОэтому не случайно те, кто таки - переводом с иностранного - говорит философию по-русски, -к примеру Лосев и Мамардашвили - презирали и презирают "эту страну", где говорят вещи (во всех смыслах).
А может, проблема совсем не в "этой стране", а в философии? МОжет, если бы здесь научились думать сообразно способам атрибуции, производимым русским языком, нашли бы и усию, на которую можно эти атрибуты навешивать?
А так пока - один нескончаемый калам, и - никакой фальсафы, кроме переводной с сирийского.

по другому чем бытие

Previous post Next post
Up