Двадцать четыре старца с гуслями. Алтарь часовни св. Василия Великого в Доме Содружества св. Албания и преп. Сергия, Лондон, 1945-47 гг. с. Иоанна Рейтлингер.
8 И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
И когда взял книгу, четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имеющие каждый кифару и чаши золотые полнящиеся благовониями, которые есть молитвы святых.
И когда Он взял книгу, четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
Параллельные места по «Цитата из Библии»: [Spoiler (click to open)]Евр.1:6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Иоан.5:23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Фил.2:9-11 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Пс.140:2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя. Пс.150:3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Пс.32:2 Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; Пс.42:4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой! Пс.80:3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью; Откр.14:2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Откр.14:3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Откр.15:2 И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, Откр.15:7 И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. Откр.19:4 Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! Откр.4:10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: Откр.4:4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. Откр.4:8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. Откр.7:10-12 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! 11 И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, 12 говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. Откр.8:3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. Откр.8:4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Откр.5:14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Рим.14:10-12 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. 11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. 12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Ориген: Жертвенники являются для нас примером каждого из праведников, откуда истинно и духовно возносится благоухающий фимиам - молитвы, исходящие от чистой совести. Поэтому сказано у Иоанна в Апокалипсисе: фимиам - это «молитвы святых» (Откр.5:8), и у псалмопевца: «Да направится молитва моя, как фимиам, перед лице Твое» (Пс.140:2). Изображения же и подобающие жертвенные дары Богу не ремесленными художниками изготовляются, но Словом Божиим освещаются и принимают в нас образ добродетели, подобия, достигнутые прежде всякого творения, в котором есть [подобие] справедливости, благоразумия, мужества, мудрости, благочестия и примеры других добродетелей. Евагрий Понтийский [1]: «Чаши, полные фимиама» (Откр.5:8), которые, как говорится, «суть молитвы святых» (Откр.5:8) и которые принесли двадцать четыре старца (см. Откр.5:8), [нужно понимать так]: «чаша» есть привязанность к Богу, или совершенная и духовная любовь, в которой и осуществляется молитва в духе и истине. Нил Синайский [2]: Фиалы с фимиамами суть, как говорится там, «молитвы святых» (Откр.5:8), кои приносили «двадесять четыре старца» (Откр.5:8). Под фиалом должно разуметь содружение с Богом, или совершенную, духовную к Нему любовь, в коей молитва действуется духом и истиною. Примасий: Чаша, приятная Богу, есть исповедь благочестивая, когда ничто не скрывается в сердце лукавом, но все изливается из открытой души. Это и есть большая золотая ваза в доме, курящаяся приятным ароматом к услаждению Христа. Речи же святых есть деяния благодати, действующей во спасение мира, смерть же их - укрепление малым. «Христос», - сказал Петр, - «пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы ходили по следам Его» (1Пет.2:21). Итак, когда те, которые Христовы, «распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24), они как бы на гуслях воспевают Христа, ибо как Он за них, так и они за Него, «взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» (Евр.12:2). Андрей Кесарийский: «Гусли» означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие; «фимиам» - благовонную жертву верующих, их нескверное житие, ибо, по апостолу Павлу, «Христово благоухание есмы» (2Кор.2:15); «фиалы» суть помышления, из которых исходят благоухания добрых дел и чистая молитва. Беда Достопочтенный: Своими страданиями Господь показал, что в Нем исполнилась проповедь обоих Заветов, и Церковь, воздавая Ему хвалу, сама предает себя на страдания, чтобы, подобно апостолу, «восполнить недостаток в плоти ее скорбей Христовых» (Кол.1:24). Гусли с натянутыми на древесине струнами символизируют здесь тела, готовые к смерти; чаши же обозначают сердца, широко раскрытые для дыхания милосердия. Он же: Нам подобает искать Господа как в сиянии света добрых дел, так и в исполненной благодати духовной молитве. Поэтому хорошо поступили женщины, о которых рассказывают, что они, придя рано утром ко гробу, принесли с собой приготовленные ароматы. Наши ароматы - это наши голоса в молитве, в которой мы вверяем Господу желания нашего сердца, что подтверждает апостол Иоанн, описывая чистейшие, самые сокровенные желания святых: имели, - говорит он, - «золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). Что по-гречески зовется ароматами, по-латыни - благовония. Таким образом, мы приносим рано утром ароматы ко гробу Господню, вспоминая о страданиях и смерти, которые Он претерпел за нас, и внешне являем ближним свет добрых дел, в то время как внутри наше сердце охвачено чистым и ласковым пламенем покаяния. Так следует поступать постоянно, но в особенности, когда мы входим в церковь для молитвы и когда приближаемся к алтарю, чтобы принять таинство Тела и Крови Господа. Иоанн Кронштадтский [3]: Все благое для меня и во мне - Господь; сам я - нравственное ничто, паче же зло, как и Господь мой говорит: «без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан.15:5) (это и всякому святому говорит Господь). Но если для меня и во мне все благое Господь, то и во святых также, ибо и они люди, подобные мне. Напр., святые молятся о нас по благодати, данной им от Бога (см. Откр.5:8;8:3,4). Если бы Господь не дал им благодати молиться за нас, то они и не могли бы этого делать.
[1] Авва Евагрий Понтийский. Слово о молитве, гл. 77. Цит. по: Творения аввы Евагрия. Аскетические и Богословские трактаты. М., "Мартис", 1994. [2] Добротолюбие, т.2, Преподобный Нил Синайский, гл.1, п.77. [3] Моя жизнь во Христе т.2, п.1702.