Откр.5:8

Jun 28, 2016 06:58












Двадцать четыре старца с гуслями.
Алтарь часовни св. Василия Великого
в Доме Содружества св. Албания
и преп. Сергия, Лондон, 1945-47 гг.
с. Иоанна Рейтлингер.





Оглавление.

8 И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
  • И# є3гдA пріsтъ кни1гу, четhри живHтна и3 двaдесzть и3 четhри стaрцы пад0ша пред8 ѓгнцемъ, и3мyще кjйждо г{сли и3 фіaлы зл†ты пHлны fmміaма, и5же сyть мlтвы с™hхъ: (Откр.5:8)
  • И егда прият книгу, четыри животна и двадесять и четыри старцы падоша пред агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых: (Откр.5:8)
  • kaЬ чte ¦laben tт biblЫon, tЊ tЎssara zТa kaЬ oЯ eаkosi tЎssarew presbжteroi ¦pesan ¤nЕpion toи ЋrnЫou, ¦xontew §kastow kiy‹ran kaЬ fi‹law xrusЌw gemoжsaw yumiam‹tvn, aб eЮsin aЯ proseuxaЬ tЗn ЏgЫvn.
  • И когда взял книгу, четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имеющие каждый кифару и чаши золотые полнящиеся благовониями, которые есть молитвы святых.
  • И когда Он взял книгу, четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
Параллельные места по «Цитата из Библии»:
[Spoiler (click to open)]Евр.1:6           Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
Иоан.5:23      дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
Фил.2:9-11     Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Пс.140:2        Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя.
Пс.150:3        Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Пс.32:2          Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири;
Пс.42:4          И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
Пс.80:3          возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
Откр.14:2       И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
Откр.14:3       Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
Откр.15:2       И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии,
Откр.15:7       И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.
Откр.19:4       Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!
Откр.4:10       тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
Откр.4:4         И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
Откр.4:8         И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
Откр.7:10-12 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! 11 И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, 12 говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
Откр.8:3         И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.
Откр.8:4         И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
Откр.5:14       И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.
Рим.14:10-12 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. 11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. 12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.

Ориген:
Жертвенники являются для нас примером каждого из праведников, откуда истинно и духовно возносится благоухающий фимиам - молитвы, исходящие от чистой совести. Поэтому сказано у Иоанна в Апокалипсисе: фимиам - это «молитвы святых» (Откр.5:8), и у псалмопевца: «Да направится молитва моя, как фимиам, перед лице Твое» (Пс.140:2). Изображения же и подобающие жертвенные дары Богу не ремесленными художниками изготовляются, но Словом Божиим освещаются и принимают в нас образ добродетели, подобия, достигнутые прежде всякого творения, в котором есть [подобие] справедливости, благоразумия, мужества, мудрости, благочестия и примеры других добродетелей.
Евагрий Понтийский [1]:
«Чаши, полные фимиама» (Откр.5:8), которые, как говорится, «суть молитвы святых» (Откр.5:8) и которые принесли двадцать четыре старца (см. Откр.5:8), [нужно понимать так]: «чаша» есть привязанность к Богу, или совершенная и духовная любовь, в которой и осуществляется молитва в духе и истине.
Нил Синайский [2]:
Фиалы с фимиамами суть, как говорится там, «молитвы святых» (Откр.5:8), кои приносили «двадесять четыре старца» (Откр.5:8). Под фиалом должно разуметь содружение с Богом, или совершенную, духовную к Нему любовь, в коей молитва действуется духом и истиною.
Примасий:
Чаша, приятная Богу, есть исповедь благочестивая, когда ничто не скрывается в сердце лукавом, но все изливается из открытой души. Это и есть большая золотая ваза в доме, курящаяся приятным ароматом к услаждению Христа. Речи же святых есть деяния благодати, действующей во спасение мира, смерть же их - укрепление малым. «Христос», - сказал Петр, - «пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы ходили по следам Его» (1Пет.2:21). Итак, когда те, которые Христовы, «распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24), они как бы на гуслях воспевают Христа, ибо как Он за них, так и они за Него, «взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» (Евр.12:2).
Андрей Кесарийский:
«Гусли» означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие; «фимиам» - благовонную жертву верующих, их нескверное житие, ибо, по апостолу Павлу, «Христово благоухание есмы» (2Кор.2:15); «фиалы» суть помышления, из которых исходят благоухания добрых дел и чистая молитва.
Беда Достопочтенный:
Своими страданиями Господь показал, что в Нем исполнилась проповедь обоих Заветов, и Церковь, воздавая Ему хвалу, сама предает себя на страдания, чтобы, подобно апостолу, «восполнить недостаток в плоти ее скорбей Христовых» (Кол.1:24). Гусли с натянутыми на древесине струнами символизируют здесь тела, готовые к смерти; чаши же обозначают сердца, широко раскрытые для дыхания милосердия.
Он же:
Нам подобает искать Господа как в сиянии света добрых дел, так и в исполненной благодати духовной молитве. Поэтому хорошо поступили женщины, о которых рассказывают, что они, придя рано утром ко гробу, принесли с собой приготовленные ароматы. Наши ароматы - это наши голоса в молитве, в которой мы вверяем Господу желания нашего сердца, что подтверждает апостол Иоанн, описывая чистейшие, самые сокровенные желания святых: имели, - говорит он, - «золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8).
Что по-гречески зовется ароматами, по-латыни - благовония. Таким образом, мы приносим рано утром ароматы ко гробу Господню, вспоминая о страданиях и смерти, которые Он претерпел за нас, и внешне являем ближним свет добрых дел, в то время как внутри наше сердце охвачено чистым и ласковым пламенем покаяния. Так следует поступать постоянно, но в особенности, когда мы входим в церковь для молитвы и когда приближаемся к алтарю, чтобы принять таинство Тела и Крови Господа.
Иоанн Кронштадтский [3]:
Все благое для меня и во мне - Господь; сам я - нравственное ничто, паче же зло, как и Господь мой говорит: «без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан.15:5) (это и всякому святому говорит Господь). Но если для меня и во мне все благое Господь, то и во святых также, ибо и они люди, подобные мне. Напр., святые молятся о нас по благодати, данной им от Бога (см. Откр.5:8;8:3,4). Если бы Господь не дал им благодати молиться за нас, то они и не могли бы этого делать.

[1] Авва Евагрий Понтийский. Слово о молитве, гл. 77. Цит. по: Творения аввы Евагрия. Аскетические и Богословские трактаты. М., "Мартис", 1994.
[2] Добротолюбие, т.2, Преподобный Нил Синайский, гл.1, п.77.
[3] Моя жизнь во Христе т.2, п.1702.

Иоанн Кронштадтский, Примасий, Беда Достопочтенный, Апокалипсис, Евагрий Понтийский, Переводы, Нил Синайский, ЦСЯ, Септуагинта, Викторин Петавийский, Андрей Кесарийский, Ориген

Previous post Next post
Up