Каталонская знать
Схема в формате jpg (361 Кб) и более качественная в png (1200 Кб)
И в более качественном виде Пунктиром обозначена связь через бастардов. Желто-красным выделены члены фамилии графов Барселонских. Связи Барселонской семьи - Сарагоса, семья де Касано (жена сына губернатора - дочь графа Вифреда); Памплона, бароны д'Озелет (Антония, жена наследника Рамона де Бесалу, - дочь сановника Филиппа д'Озелет) и, самое важное, ТОЛЕДО, ДЕ ЛУНА (дочь канцлера Альфонсо де Луна, Мария - жена графа Вифреда; кузина Вифреда Брианда - жена канцлера Альфонсо).
Не упомянутые фамилии королевства Арагона: виконты де Кабрера, де Базан, де Рокамберти и де Нарбонн, - более мелкая рыба, стоящая на ступеньку, а то и на две-три ниже барселонских графов. О чем говорят и их титулы - виконт, что означает «вице-граф», титулом виконта также автоматически наделяются старшие сыновья графа.
Как видно из схемы, наиболее весомыми правами на арагонский престол обладают графы де Ургел (Ургель, Ургелл, возможны разные написания). Они являются ближайшими прямыми потомками барселонской династии, это первое. Второе - они являются родственниками замученного в 1413 г. королем Фернандо I графа Ургела Хайме II Несчастного. А мы помним, что король Мартин сделал Хайме II правителем всех арагонских земель и завещал корону именно ему. Так вот граф Арменгол VIII де Ургель де Лара является сыном Хайме II, а Бальтазар де Ургель де Форсальквер - племянником через сестру Хайме Изабеллу. Второй довод, наиболее существенный, - завещание короля Мартина. Следующими в списке обладающих правами на 4-полосный престол идут герцоги де Кассано из Сарагосы (герцог Гарсия является ее губернатором) как потомки Педро III Великого. Бароны де Кастро и герцоги де Гижар являются потомками бастардов Хайме I Завоевателя, а потому стоят в конце очереди и права их призрачны, как и права де Борха, права которых еще призрачнее, т.к. Рамиро I правил задолго до Хайме I. Третьими в списке претендентов стоит фамилия графов Барселонских как прямых потомков Рамона Беренгера IV, основателя Барселонской династии. Как ни прискорбно истинному каталонцу об этом сообщать, но король Фердинанд I Трастамара занял трон по решению кортесов, а значит - законно. Из чего следует, что все его потомки получили преимущественное право на престол, в том числе и потомки женского пола, а также их сыновья. У Фердинанда I с Элеонорой Альбукерке было 7 детей, 6 выжили: Альфонсо (Альфонс V Великолепный, он не оставил законных детей, его бастард Ферранте правит Неаполем), Хуан (ныне правит, у него есть законные дети - Карл де Виана и инфанта Элеонора), Энрике (стал магистром Ордена Сантьяго, детей, естественно, не оставил), Санчо (умер 6 лет отроду), Элеонора (королева португальская, ныне в Португалии правит ее сын Афонсу V Африканец), Мария (ныне покойная жена короля Кастилии Хуана II, родила сына Энрике). Резюмирую, среди первейших претендентов на трон:
1) Карл де Виана, (а) прямой потомок Фернандо I и (б) по завещанию Альфонса V
2) Ныне правящий король Хуан II Трастамара, что сидит в Сарагосе
3) Элеонора, дочь последнего правящего короля
4) Афонсу V, король Португальский (*на игре не представлен*)
5) Энрике, инфант Кастильский (как сын Марии, дочери Фернандо I).
Данное изречение отражает позицию «бакалавра одного и другого права» Леридского университета, каноника архиепископата Барселонского, епископа Барселонского собора Святой Евлалии Фродои́на де Бесалу, т.е. меня :)
Но все генеалогические изыскания второстепенны, т.к. в Аргоне вопрос престолонаследия, как и прочие важные вопросы, решает парламент - Кортесы! Итак,
Знать и парламентаризм в Арагоне.
Вся жизнь в Арагоском королевстве издревле подчинена древним обычаям и вольностям дворянским - fueros (фуэрос). Их возникновение относится к легендарным готским временам, другие фуэрос были привнесены в Испанскую марку дворянами Карла Великого. Древнейшие из них таковы:
1) Для решения споров между короной и наций издревле существует должность посредника - judex medius, justicia (с кат. хустисьи), Верховный судья, который обязан жить при дворе пока король не уезжает из Арагона. В присутствии короля или по его приказу он разбирает жалобы и выносит приговор, который должен быть обсуждаем знатью Сарагосы, епископами и королем. Верховный судья оглашает решение и приговор большинства голосов. Личность Верховного судьи неприкосновенна даже королем. Верховный судья назначается королем из низшей(!) знати. Без суда король не имеет права притеснять или арестовывать своих вассалов.
2) В каждое из 3-х соединенных государств (королевство Арагон, королевство Валенсия и графство Барселона) королем назначаются правители, подчиняющиеся вице-королю, которым обыкновенно бывает наследник престола, и судьи, обязанные судить в строгом согласии с местными фуэросами, в соблюдении которых всякий король приносит торжественную присягу при вступлении на трон.
3) Высшей знатью в Каталонии являются Potestades, в Арагоне - ricos hombres, графы. Ниже стоят виконты и бароны, еще ниже - caballeros (кабальеро), рыцари; еще ниже - homines de paratge, свободные люди, не принадлежавшие ни к рыцарскому сословию, ни к городскому. Происхождение их следующее: в 986 г., когда арабы снова завладели Барселоной, граф Боррелль, стараясь собрать вокруг себя возможно большее войско для освобождения столицы, дал титул и права дворянства 900 крестьянам, явившимся под его знамена; после этого новые дворяне стали называться hommes de paratge, т. е. людьми, равными знатным. В общем случае, разделяют ricos hombres (высшее дворянство: графы, виконты, бароны) и caballeros (низшее: рыцари и своб. люди), Главное - высшее дворянство вольно делать все что угодно со своими вассалами, это не дело короля. Король - судья над ricos hombres. Есть 1 поправка, если у графа есть вассал виконт, то виконт судим королем, а не графом.
4) Крестьяне - рабы! Они не могут покинуть землю сеньора, не откупившись, не имеют никаких прав на землю, жаловаться королю на насилия, совершенные над ними, если только они не «королевские», т.е. собственность короля. Сеньор может менять, дарить, завещать, продавать крестьян с землей или без земли, но, правда, не имеет права мучить их, умерщвлять или грабить. «Дурные обычаи» (malos usos): а) remenza personal - право сеньора давать разрешение на брак, б) intestia - право на 1/3 или 1/2 имущества крестьянина, умершего без завещания, в) cugutia - право на часть имущества крестьянки, виновной в прелюбодеянии, г) exorquia - право на наследование всего имущества крестьянина, не оставившего прямого и ближайшего потомства, д) arcia - право заставлять крестьянских женщин кормить своею грудью детей сеньора, е) jus primae noctis - право первой брачной ночи.
5) Барселона обладает право убежища: крепостной, проживший в городе 1 год и 1 день, становится вольным горожанином.
6) Кортесы. Это Генеральные штаты, парламент. Существуют 3 местных парламента: Кортесы Барселоны, Арагона и Валенсии. Они следят за действиями королевских чиновников и охраняют местные фуэрос. В Кортесах Валенсии и Барселоны представлены в равном количестве ricos hombres (высшее дворянство), духовенство и горожане. В Кортесах Арагона еще отдельно представлены кабальеро. Генеральные Кортесы собираются в ноябре в Сарагосе. Сессию открывает приветственной речью король, в которой вносит предложения кортесам. Каждое сословие отдельно обсуждало каждое предложение короля. Перед согласием кортесы могут выразить свои чаяния и жалобы. Т.о. без уступок со стороны короля предложения его могут и не пройти. Чтобы закон вступил в силу, королю необходимо набрать согласие каждого сословия. Т.о. сопротивление 1/6 части кортесов может провалить закон. Без согласия кортесов невозможно введение новых налогов, невозможно начать войну. (т.е. можно бы попытаться, как Педро III просто развернул корабли от Алжира к Сицилии, но кортесы в таком случае могли тут же взбунтоваться, что, собственно, и произошло). Кортесы выносят решение о выборе невесты для инфанта (наследника престола), опекуна для него и, конечно, о законности притязаний того или иного претендента на трон. Закон, изданный в кортесах, может быть отменен лишь в кортесах!!! Законы, изданные с согласия короля всеми 3 сословиями, называются constituciones и для всех равно обязательны, а изданные с согласия короля одним лишь сословием называются capitulos и обязательны только для этого сословия. В промежутках между созывами кортесов за законностью действий короля следят хустисьи и спец. комиссия (знать Сарагосы).
Более поздние фуэросВ 1283 году, представители знати и городов Арагона собрали в Сарагосе кортесы, на которых поклялись отстаивать интересы друг друга. Спустя 3 месяца, каталонские кортесы принесли подобную клятву в Таррагоне. В обоих случаях король Педро III был вынужден признать древние обычаи и фуэрос, а также пообещать собирать кортесы ежегодно. Итогом кортесов в Сарагосе стало подписание Педро III Privilegio General - Генеральных привилегий. В декабре 1286 года Уния собиралась в Сарагосе, а затем, в январе 1287 года в Теруэле. После кратких переговоров с Альфонсо III в мае 1287 года, Уния вторглась в Валенсию, поддержав короля в нескольких битвах, до тех пор пока доминиканский аббат из Сарагосы, Валеро, не назначил собрание в Сарагосе на 20 декабря. Уния добилась многочисленных уступок от слабого Альфонсо, зафиксированных в Privilegio de la unio'n - Привилегиях Унии. Привилегии были провозглашены Унией «настоящим стражем арагонского закона» на землях Короны. Привилегии же передавали многие королевские функции части дворянства. Привилегиями предписывалось, что король не мог возбудить уголовное дело против любого дворянина без предварительного одобрения хустисьи, действующего с ведома кортесов. Если король хотя бы раз нарушал условия Привилегий, то ему более не следовало повиноваться и любые действия против него изменой не считались. Таким образом, король мог быть свергнут знатью при чрезвычайных обстоятельствах. К январю 1288 года Уния назначала королевских советников.
Кортесы, созванные в 1319 г. Хайме II в Таррагоне, издали постановление, в силу которого каждый король обязан был при вступлении на престол приносить присягу в сохранении единства и нераздельности составных частей Арагонской короны. Власть короля отныне признается только, если тот дает клятву о соблюдении местных фуэрос.
В 1348 г. Педро IV Церемонный кинжалом разрезал Привилегии Унии. Но все же был вынужден в 1358 году на кортесах в Барселоне, Вильяфранке-дель-Пенедес и Сервере дать присягу о том, что не будет никого подвергать казни или изгнанию без решения суда. Т.о. король вернул себе право начать уголовное преследование, но судить один он по-прежнему не мог.