Вытащила свою старую статью сюда. В общем-то для того, чтобы о нашем театре больше знали. Театр держится на исключительном энтузиазме, таланте и горячем таланте его руководителя и артистов. Театр не простой, а интегрированный. Основная труппа - с особенностями развития, причем с совершенно с разными особенностями: ДЦП, синдром Дауна, слабовидящие и слабослышащие. Но спектакли этого театра дают такой заряд энергии и оптимизма, что не у всякого профессионального театра получится
http://mytashkent.uz/2010/01/15/teatr-dvizheniya-lik/ Театр движения Лик
Пятница, 15 Янв 2010 (1244 дня назад) | Опубликовал:
EC Ежегодно в декабре, к международному дню Инвалидов, и в январе к Рождественским праздникам, ташкентский «Театр движения Лик» представляет свои спектакли с участием людей «с особенностями развития» на сценах лучших театров Ташкента.
Свои проекты театр осуществляет благодаря отдельной благотворительной помощи. Не смотря на свою известность и на огромную в нем потребность, как со стороны инвалидов, так и со стороны всего общества, театр Лик не имеет, к сожалению, специально оборудованного помещения и стабильного финансирования.
Государственные организации, посольства, фонды, частные фирмы, физические лица помогли театру создать серьёзный репертуар. И все же для продолжения и развития своей деятельности «Театр движения Лик» очень нуждается в генеральном спонсоре.
Последний спектакль - «Импровизации на темы жизни» состоялся благодаря поддержке Посольства Италии в Узбекистане, Молодёжного Театра и ГУВД, которое регулярно помогает с охраной спектаклей. Репетиции проходят в Театре Юного Зрителя, который специально оборудовал пандус при входе в театр и туалет для инвалидов, что еще большая редкость в Узбекистане.
Спектакль в жанре “интегрированный танец” строится в форме диалога между здоровыми актерами и инвалидами. В нем задействовано около 30 актеров. Из них 17 - люди с физической и умственной инвалидностью: «колясочники», молодые люди с детским церебральным параличом (ДЦП), с олигофренией, нарушением роста и другими нарушениями опорно-двигательной системы, неслышащие, незрячая и т.д. от 7 до 40 лет.
Казалось бы, невозможно показать танец слепому человеку или объяснить глухонемому, как танцевать под музыку. Имеющий ДЦП не может повторить движения хореографа. Но побудить людей с инвалидностью выразить через художественные жесты свои чувства, переживания, устремления оказалось возможным.
Сейчас во всем мире развивается движение так называемых «особых» театров, где выступают люди с ограниченными возможностями. Театр движения Лик - лауреат международных фестивалей «Протеатр» в Москве и «Солнечная волна» в Киеве, а также получил Театральную премию «Ильхом» в номинации «За честь и достоинство в искусстве». В отличие от своих собратьев по всему миру (в Будапеште есть театр людей с синдромом Дауна, в Москве «Проект неслышащих актёров», в США, во Франции, других странах танцевальные театры «колясочников) ташкентский театр работает со всеми желающими.
Артисты Театра Лик, как в жизни - все разные и особенные, так и на репетиции и на сцене неповторимы: Зарина, Ваня, Наргиза, Никита, Аня, Глеб, Юлдуз, Коля, Людочка, Вика, Света… Нужно видеть, с какой радостью бегут они на репетиции, как нежно здороваются друг с другом, как трепетно готовятся к спектаклям, как преодолевают возможности собственного тела, ведь для некоторых из них, даже один самостоятельный шаг - это почти подвиг.
Саша Плотникова и Светлана на репетиции
Александре Плотниковой 17 лет, она учится в академическом лицее. Диагноз Саши - прогрессирующая дистрофия мышц. «В театре она занимается три года. Саша готова отказаться от многого, но не от репетиций. После обострения заболеваний, врачи сами рекомендуют ей пораньше приступать к занятиям танцем», - говорит ее мама Наталья Николаевна, руководитель ННО “Опалар ва Сингилар”, объединяющей женщин инвалидов Кибрайского района Ташобласти.
Саша пишет стихи и мечтает выучиться на специалиста по рекламному бизнесу, в котором она могла бы полностью проявить свою творческую натуру.
А Зарина Рашидова (20 лет) поделилась своей мечтой «стать хореографом, как Лилия Павловна, и учить детей танцевать». За семь лет занятий в театре Зарина проделала фантастический прогресс. «Первый танец, который мы с ней подготовили, - вспоминает Лилия Севастьянова, основатель и бессменный руководитель театра - пришлось сопровождать текстом рассказчика, т.к. девочка не могла запомнить порядок простых движений. А детский голос за кадром, как бы от ее имени, пояснял зрителям содержание, заодно напоминая и ей самой очередные действия-движения. Сейчас Зарина исполняет довольно серьезную хореографию, причем не только сольную, но и в сложном взаимодействии с другими актёрами».
Светлане 23 года, у неё ДЦП и олигофрения. Она плохо говорит, но хорошо танцует и рисует. «9 лет назад, когда Света впервые пришла на занятие, она, ни за что не хотела разогнуть свои зажатые ручки. Я ей предложила: «А давай представим, что твои кулачки - это одуванчики, подуем на них, и посмотрим, как разлетаются его пушинки». Она оторвала свою ручку от груди, подула на «одуванчики» и они ожили, затанцевали…», рассказывает Лилия. - Такие игровые импровизационные упражнения помогают ребятам избавиться от физической и психологической зажатости, преодолеть страх общения, побуждают к творчеству.
«Мы очень любим наш театр - говорит Оля - Здесь нет зависти, здесь все друг друга понимают и все друг другу помогают. В обычной жизни люди на нас смотрят косо или вообще стараются на нас не смотреть. Мы на них не обижаемся». Оле 20 лет, у нее сколиоз и малый рост, но она активно работает у себя на даче в Той-тепе, где у нее обширное хозяйство: свиньи, гуси, куры. Своих горячо любимых питомцев она покидает только два раза в неделю, ради репетиций в театре.
« Наш театр не говорит на языке условных жестов, но переплавляет реальные чувства и внутренние переживания в живые спонтанные движения. Это театр импровизации. Каждый имеет возможность «высказаться» о том, что для него важнее всего в жизни. А я помогаю ребятам развить и усовершенствовать эти родившиеся в импровизации жесты и собрать их в хореографию», поясняет Лилия Севастьянова.
У Лилии нет жестких требований к технике танца, но она учит своих артистов вслушиваться в партнеров всем существом, забывая о себе, о своём теле. Только при этом условии может прорасти изнутри искренний, «говорящий» жест и внешние движения становятся вестниками внутренних переживаний.
Темы и названия спектаклей «Мне снится, что я хожу…», «Праздник радуги», «Импровизации на темы жизни», «Отражения» не придуманы, а взяты из реальной жизни, так же как и драматургия каждого спектакля.
Например, Валера, 25-ти лет с тяжелой формой ДЦП, сначала участвовал в спектаклях, танцуя в коляске. При подготовке спектакля «Импровизации на темы жизни» на одной из репетиций он неожиданно для всех поднялся, держась за перекладину. Профессиональный актёр Антон подхватил Валеру и в этой импровизации родился потрясающий дуэт, который и стал кульминацией нового спектакля.
Вальс. Валера и Вика
Во многом такой прогресс происходит благодаря тому, что инвалиды рука об руку занимаются с профессиональными актёрами и здоровыми сверстниками. Очень важно, что все, вновь приходящие попадают в уже существующую мощную творческую среду, в поток, который их увлекает, направляет, подтягивает, помогает раскрыться.
Но, оказалось, что общение с инвалидами обогащает и профессиональных артистов.
В 90-х годах, «Театр движения Лик» уже был широко известен не только в Узбекистане, но и за рубежом. В ту пору, его спектакли отличала глубокая философичность, утонченность и… печаль. Это были поэмы о поисках смысла жизни, о том, как найти выход из одиночества.
С людьми с особенностями развития Лилия начала работать в 2000 году, и как ни странно, с тех пор спектакли театра пронизаны радостью и светом.
Сцена из спектакля
«Наверное, тогда наступил такой момент в жизни, когда мне и моим актёрам - Ольге Останиной, Виктории Гордиенко, Антону Авруцкому захотелось разделить радость творчества с теми, кто, казалось бы, лишен этой возможности в принципе. Ведь в жизни очень важно чувствовать единение со всеми людьми: делиться тем, что у тебя в избытке с другими, кто в этом нуждается, а они, в свою очередь, восполнят твои недостатки. Ведь кого-то Бог наградил большим умом, кого-то смекалкой, а кого-то маленьким ростом, но большим и добрым сердцем. Вот так мы и должны жить, поддерживая друг друга своими достоинствами, а не упрекать в недостатках. Тогда и будет гармония в человеческих отношениях», - размышляет Лилия.
Зрители на благотворительной ярмарке «Время Чудес», 08/01/2010
Спектакли Театра всегда проходят при полном зале, и публика, в нарушении своих привычек, не покидает зал до конца представления. Это говорит о том, что люди испытывают огромную потребность в этом искусстве. Искренность и самоотверженность артистов не оставляют зрителей равнодушными. Зрители плачут на спектаклях, а после задаривают актёров цветами. Часто в благодарность, зрители подносят актёрам то, что случайно оказалось с собой: шоколадку, лепёшку, игрушку. А одна женщина стала приходить перед спектаклями с самсой и сладостями, чтобы подкрепить артистов.
Такое воздействие производят спектакли театра, что зрителям хочется сделать что-то доброе в ответ. Так, нашлись спонсоры для семьи Вероники Казанцевой, которая по состоянию здоровья практически не покидает свою квартиру. В спектаклях Театра она читает свои стихи в прозе и прозу в стихах, сидя в коляске, всегда со вкусом одетая и с красивой прической.
Вероника Казанцева и Ирина Огнивенко в спектакле
Сайт театр:
http://visage-theatre.ilim.uz