Источник фото:
www.tvc.ru 25 января Дональд Трамп заявил о готовящейся операции по созданию в Сирии и близлежащих государствах зон безопасности для вынужденных переселенцев, разработку которой он поручил министру обороны и главе внешнеполитического ведомства. 29 января Трампом был подписан меморандум о плане борьбы с террористической группировкой ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). «В документе говорится, что Объединенный комитет начальников штабов вооруженных сил США в течение 30 дней должен представить президенту проект нового плана, который поможет одержать победу над ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ - прим.ред.). Президент предлагает пересмотреть правила ведения военной операции и отменить „чрезмерные ограничения“ на участие США в борьбе против террористов», - передает агентство Рейтер.
Таким образом, планы новой администрации Белого дома по борьбе с терроризмом предполагают масштабное наращивание американского присутствия в Сирии и Ираке, что не может сказаться положительно на внутренней стабильности региона. Кроме того, это увеличивает шансы более плотного и, возможно, жесткого соприкосновения российско-американских интересов в данном регионе. Фактически США начинает развернутую военную оккупацию ближневосточных стран, а это то, чего старательно избегала даже прошлая администрация. Напомню, что на территории Сирии США действуют без санкций ООН и официального правительства.
Присутствие американских сил на территории Сирии изначально было крайне негативно воспринято Дамаском, да и более лояльное отношение иракцев к присутствию США в стране и к операции по освобождению Мосула вполне может быть пересмотрено.
Связано это с образованием новых - военно-политической и духовно-политической - сил иракского сопротивления, а именно с союзом Кербелы - религиозного центра шиитов всего мира - и Силами народного шиитского ополчения Ирака. Возглавил новое шиитское ополчение аятолла Али Систани, богослов и общественный деятель, обладающий чрезвычайно большим авторитетом и влиянием в шиитском мире. Он призвал все иракские конфессии сплотиться в борьбе против ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Важным политическим заявлением Али Систани стал призыв к сохранению суверенитета Ирака: «Даже если Ирак и нуждается в помощи братьев и сестер в борьбе против темных сил терроризма, наивысшим приоритетом остается сохранение суверенитета и независимости в принятии решений». На сегодня иракское шиитское ополчение насчитывает 60 тысяч человек, и в значительной степени выстраивает свои действия в русле Иранской политики.
Эксперты признают за этим шиитским духовно-политическим новообразованием, отреагировавшим на вызов исламистского радикализма в лице «Исламского государства» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), большой военный и политический потенциал. Учитывая столь масштабное явление в рамках иракского сопротивления, взыскующее к политическому и военному суверенитету, можно только догадываться о перспективах дальнейшего наращивания военного присутствия США на территории Ирака. Особенно острые противоречия между шиитским ополчением Ирака и силами США могут возникнуть на почве антииранской риторики Трампа и того бэкграунда внешнеполитической парадигмы штатов, который включает серьезную укорененность террористических группировок в проекты американской политической элиты.
Вместе с тем, явно возрастающее противостояние с шиитским миром демонстрирует Израиль, резко осуждая присутствие Ирана и Хезболлы в Сирии. И эта линия конфликта, в случае усиления, может вызвать новый виток напряжения на Ближнем Востоке.
Специально для
ИА Красная весна Часть 1;
Часть 2