Китай, в отличии от США, на деле подтверждает репутацию “защитника бедных народов”. С таким, казалось бы прокитайским заявлением, мог выступить какой-нибудь китайский чиновник или китайский же политический эксперт. В крайнем случае, лояльный КНР политолог, из какой-нибудь союзной страны. Заказные статьи, конечно, не берем в расчет.
В сущности же, эта формулировка отражает не столько прокитайскую позицию, сколько антиамериканские настроения. И это тем более удивительно, когда становится известен автор данных слов. Это доктор политических наук Принстонского университета, американский экономист и политолог Вильям Энгдаль. Тот самый Энгдаль, который один из немногих американских экспертов напрямую обвинял правительство США в запуске мирового экономического кризиса 2008 года.
А вот более поздняя оценка американской внешней политики от Энгделя: «США ранее совершили много внешнеполитических ошибок - в Сирии, Ираке, в ситуации с «Исламским государством», а теперь и на Украине. Кажется, что глупость укоренилась в современной внешней политике Вашингтона».
Политолог, в своей новой статье, опубликованной 16 апреля 2016 года, поясняет, что в КНР нашли способ надежного распространения своего влияния за пределами Китая, при помощи развития инфраструктурных проектов в т.н. “неблагополучных странах”. Этот способ, по мнению Энгдаля, серьезно стабилизирует ситуацию в неблагоприятных регионах, а также представляется не в пример гуманнее тех средств, которые применяют Соединенные Штаты, организующие кровавые конфликты и хаос в странах, представляющих для них геополитические интересы.
В качестве одного из последних примеров подобного “мягкого” распространения влияния КНР на другие страны, эксперт приводит строительство Китаем 656 километровой железной дороги в Эфиопии, которая, помимо укрепления дружественных отношений африканских стран с Китаем, позволит увеличить экспорт эфиопских товаров, в частности кунжута и кофе.
Последние двадцать лет Энгдаль живет и работает в германском Висбадене. Кто знает, может быть именно такая его позиция по отношению к США, повлияла на это обстоятельство.
Стоит добавить, что эта самая "мягкая сила", которую применяет Китай в своей внешней политике, и которую так неожиданно обнаружил Энгдаль, многие века применялась сначала Российской Империей, а после СССР, как по отношению к входящим и входившим в состав страны народам, так и по отношению к далеким странам. Стоит хотя бы вспомнить самый близкий по времени пример, когда защита интересов нашей страны обеспечивалась уничтожением террористов в Афганистане. Но, при этом, для мирного населения в это же время строились всевозможные ТЭС, ГЭС, ЛЭП, дороги, школы, детские сады и тысячи квадратных метров жилого сектора, да и ещё много чего. Потому что судьба народа любой страны, всегда оставалась для нас на первом месте.
(После того, как мы ушли из Афгана, как известно, там, по всей стране в своих супер укрепленных базах, засели американские "спецы", ловко организовав масштабное производство тонн героина).
Это, однако, не мешало (и не мешает) мировому сообществу обвинять СССР во всех смертных грехах. В особенности обвинять, "после драки", когда вместо СССР осталась раздираемая либералами Российская Федерация. Стоило же применить подобную практику "мягкой силы" во внешней политике мощному Китаю, это стали признавать как крайне эффективную стратегию. И это отношение уже прорисовывается, как тенденция.
Всё же есть некая иррациональная сила, никак не позволяющая допустить "просвещенному европейцу" какие бы то ни было стратегические, идеологические, исторические достижения России. Тактические, выходящие из рационального расчета - пожалуйста. Признали же, скрепя сердце, что Россия крайне успешно проявила себя в Сирии. Но кто вспомнит об этой оценке, лет через пять?