Препарирование философии осуществляется Кантом, исходя из первоначального разделения Знания на:
- априорное (не основанное на опыте, оно же рациональное, то есть основанное на разуме)
и
- апостериорное (основанное на опыте, оно же эмпирическое)
Философия практически полностью, за исключением прикладной философии, относится к области априорного знания, то есть получаемого не методом проб и ошибок, а только лишь методом лукавого мудрствования.
(
освежить в памяти, что это за трансцен... что это?)
По мнению Канта, мудрость без науки есть лишь тень совершенства, которого нам никогда не достичь. А философия есть единственная наука, которая способна дать нам это внутреннее удовлетворение, ибо она как бы замыкает научный круг, и благодаря ей науки впервые только и получают порядок и связь. Философ при этом есть не виртуоз разума, а законодатель человеческого разума.
В то же время несмотря на такое возвеличивание философии, Кант заключает, что она служит больше для предотвращения ошибок, чем для расширения знаний, но это не наносит никакого ущерба её ценности, а скорее придает ей достоинство и авторитет, как цензуре, которая обеспечивает общий порядок, согласие и даже благополучие в мире науки и требует, чтобы мужественная и плодотворная разработка её не отвлекалась от главной цели - от всеобщего блаженства.