Беседы о Книге Иова

Nov 26, 2014 17:50



Книга моего тёзки Дмитрия Владимировича Щедровицкого "Беседы о Книге Иова. Почему страдает праведник?". Щедровицкий - это известный современный теолог, поэт, человек очень большой эрудиции. Ранее мне довелось прочитать его труд "Пророчества Даниила. Духовный взгляд на прошлое и будущее человечества". Ещё читал несколько глав из "Введения в Ветхий Завет", но это его основной, очень обширный труд, которой я пока не готов осилить.

В составе Библии Книга Иова, наверное, одна из самых популярных. Соперничать с ней может разве что Екклесиаст. Естественно, я имею в виду книги, помимо Торы и Евангелия, и под популярностью понимаю частоту обращения к ним различных творческих людей и мыслителей разных эпох. Кроме того, она считается одной из древнейших, и, возможно, была записана ещё до Торы (Пятикнижие Моисеево - первые пять книг Ветхого Завета - ядро иудаизма). Основная её тема - теодицея (вы уже знаете, что значит это слово:)

Иов - вероятно, царь Едома, страны основанной Исавом, сыном Исаака, внуком Авраама. При этом Иов праведник, справедливый судья, утешитель больных и обездоленных. Однако, по наущению сатаны, Бог испытывает его тяжёлыми лишениями - сначала у него отнимается власть, богатство, добрая слава, потом дети и, наконец, здоровье. К Иову приходят 3 друга-мудреца, чтобы поддержать его. Каждый из друзей излагает свою точку зрения несчастий Иова: первый Елифаз - мистик, второй Вилдад - традиционалист, и, наконец, Софар - рационалист.

Елифаз утверждает, что люди изначально грешны, так как в их образе на Землю сосланы грешные ангелы для искупления своего нечестия. Об этом Елифаз получил Откровение свыше, и основываясь на нём, пытается не столько поддержать своего друга, сколько обвинить и вырвать из него признание в каком-то совершённом страшном грехе. Ошибкой Елифаза является то, что он получив одно Откровение, принял его за незыблеммую истину и перестал слышать другие.

Вилдад исходит из того, что законы установленные предками, это проверенные временем истины, поэтому их следует неукоснительно исполнять. Он не так яро обличает Иова, но тоже настаивает, что тот отступил в чём-то, нарушил традицию и за это понёс наказание.

Софар (его имя - еврейское слово "цофар" - "лучистый", легло в основу латинского "люцифер" - "светоносный", совпадение ли это?) - прообраз современных философов рационалистов, которые, между прочим, в наше время пришли к идеям атеизма, богоборчества. Софар считает, что Бога надо постигать разумом, хотя дела Его окончательно и непостижимы для человека. Тем не менее, именно разум предостерегает от нечестия, предотвращает его и ведёт к Богу.

Иов же отвергает все обвинения друзей, плачет о своей судьбе и взывает о Божьем суде, на котором он мог бы оправдаться. Когда все аргументы трёх мудрецов исчерпываются, появляется четвёртый голос - молодого Елиуя. По сути это пророк, предшествующий гласу Божьему из бури. Имя его имеет один корень с именем другого известного пророка Илии.

[Небольшое отступление]
Тут вообще сплошные взаиосвязи: Иова называют прообразом Христа, Христос повторял чудеса, которые делал Илия, а Иоанна Крестителя называли сошедшим с небес Илией. В общем вот такая схема у меня получилась:




Елиуй говорит, что надо сердцем видеть Бога во всем, что окружает, чувствовать Его присутствие, радоваться этому и молиться несмотря ни на что. Как писал апостол Павел в первом послании Фессалоникийцам: "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе."

Ну и собственно окончательный ответ о причинах страданий Иову даёт Сам. Праведник - краеугольный камень земного мироздания. Если праведник не устоит в искушении или страдании, предаст, отречется, похулит Бога, то участь Земли будет решена, она рухнет в бездну и превратится в Ад. Пока существуют праведники идёт борьба за будущее мира людей. "Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною?".

Ещё одна идея, которая присутствует в книге в неявном виде, и которую развивает Щедровицкий своим анализом текстов - идея бессмертия души и воскресения. Я не могу пересказать это в двух словах, но в конце книги, когда Иов исцеляется, к нему возвращается всё, что он утратил, в том числе погибшие дети - 7 сыновей и 3 дочери, души которых Иов узнал, несмотря на новое телесное обличие.

Щедровицкий, Философия

Previous post Next post
Up